Приятного прочтения

Ангелы мрака

Мною при чтении исторических трудов особенно болезненно воспринимается отсутствие полноты картины в развитии кОраблеплавания. Переход людей от кочевого образа жизни к оседлости изучен подробно, даже во многих районах земли детально. А вот с чего начиналось мореплавание, какими были первые плавсредства, как они исторически развивались и как совершенствовалось навигаторское искусство — вся эта область в исторической науке покрыта «белыми пятнами».

Действительно, как плавали древние люди? Какие проблемы их при этом волновали? Каким образом они преодолевали трудности, которые море непрерывно рождало перед ними?

Мне кажется, что мы вряд ли когда-нибудь сумеем проникнуть в тайну мореходного искусства древних, ибо невозможно сейчас воссоздать целостную картину овладения морем. И чем больше мы узнаем об отдельных деталях этой картины, тем точнее становится сентенция: «От ложного знания к истинному незнанию!»

Непроглядная тьма, окружившая нас, неожиданно родила у меня мысль: «А плавали ли вообще древние в ночное время? А вдруг они в самом деле не плавали? Просто останавливались для отдыха и сна, а утром продолжали свой путь». Правда, так может думать лишь тот, кто не знает моря. Ведь побережье — это не автострада с расположенными на ней мотелями. Сторонники версии об отдыхе древних мореплавателей на берегу обычно ссылаются на древнегреческий эпос, подтверждающий, что аргонавты, и в частности Одиссей, во время своих странствований останавливались и ночевали на берегу. Происходило ли это действительно так, или это выдумали поэты, по-своему пересказавшие уже в более поздние времена исторические события,— об этом мы никогда не узнаем точно. Не следовало бы забывать и о том, что герои древнегреческих легенд плавали на легких боевых кораблях, которые передвигались лишь с помощью весел. Паруса же использовались только при попутном, благоприятном ветре.

На боевых кораблях было много гребцов, и вытащить судно на песок не представляло серьезной проблемы. Легенда гласит, что «Арго» был таким легким, что

гребцы в течение двенадцати дней могли переносить его на своих плечах через горы и долины. Однако с торговыми кораблями дело обстояло значительно сложнее.

Недалеко от острова Су Ада в южной части Малоазиатской Турции подводные археологи несколько* лет назад открыли на дне моря наполовину затянутое песком старое торговое судно. Было установлено, что на нем плавали сирийцы приблизительно 1000—1200 лет до н. э. Французские археологи назвали его «Корабль бронзовой эпохи», но среди историков он известен под именем «Корабль из Гелидонии». Это небольшое, легкое судно длиной десять метров и шириной 1,8 метра, то есть почти как наша «Вега», но для своего времени оно считалось довольно-таки большим кораблем. Такие суда перевозили бронзовые слитки, напоминавшие чем-то ^ободранную шкуру буйвола, различные сельскохозяйственные орудия и другие товары. «Корабль из Гелидонии» отошел от острова Кипр и... очутился на дне морском возле острова Су Ада.

Французский археолог Дюма считает, что «Корабль бронзовой эпохи» вполне мог быть вытащен на берег, как это делали соратники Одиссея. Однако, на наш взгляд, это весьма рискованное и самонадеянное заявление, могущее поколебать высокий авторитет археолога, ибо^ язык цифр свидетельствует о другом. Элементарный расчет показывает, что если вес товара в тысячу килограммов прибавить к предполагаемому весу корабля с запасом продовольствия для команды из десяти человек, то на каждого моряка (даже по самым заниженным вычислениям) приходится по сто двадцать килограммов. И только тот, кто никогда не вытаскивал на берег легкие рыбацкие лодки, может поверить абсурдному заявлению французского археолога.

Кроме того, как нам кажется, экипаж «Корабля из бронзовой эпохи» наверняка насчитывал менее десяти человек. Наше мнение подтверждается еще одной интересной находкой древнего корабля длиной четырнадцать метров, затонувшего недалеко от острова Кипр. На нем были найдены четыре ложки, четыре сосуда.для питья и четыре миски.

Оглавление