Приятного прочтения

Глава 10 МЕЧЕТИ АИРА

В долине осталось несколько хижин, где ютятся последние оставшиеся здесь семьи, существующие только за счет небольшого стада коз. Мечеть построена по тем же канонам, что и в Такризе. Здесь тоже имеется большое помещение, где хранятся раздвоенные на конце палки для чтецов Корана, а к балкам подвешены бутылки с какой-то жидкостью неопределенного цвета, в которой мокнут бумажки со стихами из священной книги. Этому настою приписывают великую целительную силу. Тем не менее прием паломников здесь не так хорошо организован, как в первом религиозном центре.

Деревня была большая, с добротными домами; некоторые из них даже имели второй этаж, ныне обрушившийся. На скалах у южного края долины есть несколько рисунков, а также надписи на арабском языке.  Если  бы  не  сухой туман,  заволакивавший высокие вершины, окаймляющие пейзаж, местность была бы очень живописной. В середине этого цирка, там, где растут большие деревья, в частности афагаг, а'хетес, аборак и многочисленные торха, ветви которых служат в основном для изготовления загонов для коз, Кульне показывает нам стоящий вертикально на земле камень высотой около восьмидесяти сантиметров. По его словам, камень упал с неба. На нем сверху лежит маленький камешек, которым все прохожие пользуются для того, чтобы потереть им о большой камень и, получив беловатый порошок, помазать им вокруг глаз. Этот порошок якобы служит лекарством против воспалений глаз, конъюнктивитов и трахомы, столь распространенных среди кочевников Сахары. В действительности это вовсе не метеорит, а кусок гранита из   окрестностей.  Кульне с сосредоточенным видом размазывает порошок вокруг глаз, что делает его похожим на очковую змею. Рядом с мечетью этот волшебный камень неуместен и кажется анахронизмом. Тем не менее вполне естественно, что обездоленные люди цепляются за самые примитивные и древние верования, если даже они и противоречат учению Корана. Мне никогда   не приходилось видеть в Аире ни одного метеорита, и, насколько мне известно, никто никогда их там не видел, однако туареги иногда приносят   самые обыкновенные камни, утверждая, что они упали с неба.  Так, совсем недавно они передали супрефекту Арлита расколотый пополам камень,  который, по их словам, упал и разбился на их глазах. Когда мне предложили высказать свое мнение о природе этого предмета, я заверил, что это всего лишь песчаниковая пластинка.

Из Агеллаля  мы отправились в Тефис, расположенный на другой стороне горы, которую пришлось обойти, ибо добраться туда по прямой можно только по верблюжьей тропе. Там-то и построена первая в Аире мечеть, «мать мечетей», как ее называют туареги. По преданию, она основана марабутом Мохаммедом аг Мохаммедом аг Ибрахимом, чаще называемым Уа-н-Тефис. Он принадлежал к роду марабу из Адрар-Ифораса, вышедшего из Феса, почему эта мечеть и названа Тефис. В легенде также рассказывается, что этот марабу прибыл на слоне, который помог ему доставить тяжелые балки для строительства мечети. Мечеть представляет собой вытянутое в длину четырехугольное строение очень строгих линий; в нее сейчас попадают через боковую дверь. Дверь в главном фасаде загорожена крест-накрест ветками, чтобы в мечеть не заходили животные. Параллельно михрабу расположены в ряд помещения, куда дневной свет проникает только через небольшие отверстия. Именно это сооружение послужило моделью для всех мечетей Аира. Сбоку находятся две не смежные друг с другом комнаты: в одной хранятся палки с развилкой на конце для чтецов Корана, а в другой производят омовения. Невдалеке, в довольно благоустроенном доме, одновременно служащем и складом, живет слепой старик, попросивший у нас милостыню. Приблизительно в пятистах метрах от мечети на площадке находится кладбище. В его центре — могила основателя мечети, окруженная большими, узкими, вертикально поставленными плитами. Паломники приходят сюда ежегодно для исполнения обряда, заключающегося в нанесении трех небольших насечек на главной плите, в верхней части которой имеется отверстие, куда каждый просовывает палец, а потом касается им лба. Недалеко отсюда линия камней обозначает место для молитвы в те дни, когда в Тефисе большой наплыв народа. Планировка всех этих культовых сооружений такова, что, в отличие от больших мечетей на Севере, в них отсутствует минбар, то есть кафедра для проповедей. Эта особенность, кажется, свойственна секте ибадитов, мусульманских пуритан, духовными наследниками которых стали мозабиты,— значит, именно они и принесли в Сахару мусульманскую религию.

Оглавление