Приятного прочтения

Глава 10 МЕЧЕТИ АИРА

Дойдя до того же уровня, Пьер Коломбель натыкается на остатки скелета, правда разбросанные и хуже сохранившиеся. Мы замечаем на уровне желудка скелета какой-то шарик из белого вещества величиной с большой орех. Жан-Луи Хейм обнаруживает то же самое. Вещество напоминает мел.

Быть может, люди эпохи неолита умели лечить изжогу? Мы с осторожностью подбираем эти шарики, чтобы подвергнуть их потом анализу.

Глядя на эти согнутые скелеты, я невольно вспоминаю те, которые мы откопали в прошлом году. Они были найдены в том же положении и на той же глубине. Скалистое основание, на котором лежит культурный слой, находится на глубине не более десяти сантиметров от останков. На вертикальном срезе видно, что верхние напластования были изрядно перемешаны, а нижние, видимо, остались нетронутыми. Наличие на этом уровне шести скелетов заставляет предполагать, что тут сохранился небольшой некрополь. Я решаю оставить скелеты на месте, прикрыв их сверху. Любые доведенные до конца раскопки обязательно приводят к разрушению свидетельств прошлого. Здесь же я предпочитаю не дотрагиваться до них, поскольку на этой же глубине могут оказаться и другие скелеты, что и подтвердили раскопки следующего года. В этот сезон мы просеяли только двенадцать кубометров раскопанного грунта, весьма немного относительно объема раскопок и их общей площади, составляющей около четырех тысяч квадратных метров;

Чтобы пополнить наши исследования древних мечетей, мы отправляемся в Такризу, небольшое местечко, расположенное во внутренней части Аира, недалеко от глинистой равнины Талак. По дороге снимаем несколько копий с наскальных рисунков. Мечеть, построенная на горном выступе и видная издалека, не одинока — она является частью настоящего культового ансамбля, включающего в себя также помещения, предназначенные для паломников. Позади мечети находится дом для приема людей почтенного возраста, умудренных знанием Корана. Есть там и несколько длинных, раздвоенных на конце палок, на которые они опираются во время чтения священной книги. На некоторых религиозных праздниках она читается с начала до конца. Рядом расположено помещение для ритуальных омовений, затем помещение, где собираются молодые люди,  которым дозволено присутствовать на  церемонии на расстоянии, но не принимать в ней участия. Немного подальше находится длинное строение, состоящее из пяти или шести примыкающих друг к другу комнат. Это жилище для главных священнослужителей. В каждой комнате имеется несколько кухонных принадлежностей, неподвижные жернова, зернотерки и тому подобное, предоставляемые в распоряжение гостей.  Немного подальше  стоят домики для  простых людей.

В настоящее время в этом селении никого нет, кроме брата марабута, выполняющего функцию сторожа и живущего неподалеку в маленьком доме. Марабут, сейчас объезжающий округу для сбора милостыни, также имеет здесь свой дом, служащий одновременно складом для съестных припасов. На первый взгляд эти совершенно пустые дома кажутся заброшенными, но на самом деле это не так: в селении поддерживаются порядок и, чистота. Мечеть принадлежит кочевникам племени кель такриза, которые появляются здесь только во время религиозных праздников, в частности на рамадан. Тогда долина заполняется людьми и животными. Женщины, отдельно от мужчин, поселяются на площадке перед мечетью в тени растущих там очень красивых и больших деревьев. Рядом с мечетью находится обнесенный оградой некрополь, где покоятся марабуты, сменявшие друг друга в Такризе на протяжении веков и создавшие ей популярность. Основателем этой мечети был якобы шейх Сиди Малик аг Муса аг Мохаммед уа-н тегидда аг Мохамед уа-н Тефис, потомком которого является нынешний марабут. Легенда гласит, что шейх прибыл из Адрар-Ифораса, ведомый волшебным золотым котелком, принадлежащим теперь другому марабуту из* того же семейного клана. Последний, поит из него простаков, разумеется, за хороший подарок. В действительности котелок просто из меди и начищен до блеска. Рассказывают, что его несколько раз крали, но всякий раз он сам собой возвращался к марабуту.

Несомненно, это очаровательное место заслуживало бы включения в программу туристской поездки по Аиру, если они когда-нибудь будут организованы. Очень жаль, что по некоторым пересекающим Сахару трассам движется множество автомашин, забитых туристами, для которых, кажется, самая главная задача — проехать как можно больше километров, не пытаясь даже увидеть и понять прошлое этого замечательного края.

На обратном пути в Агадез мы посетили мечеть в Агеллале, пользующуюся тоже большой известностью. В начале этого века она была одним из наиболее активных очагов ислама в Аире. Я был когда-то в этом оживленном месте. Теперь я с грустью вижу, что все дома покинуты.

Оглавление