Приятного прочтения

Урок истории

сплеТенный из кожи такелаж,соверш мачту п0 способу, который применялся еще икр^гх'веке на американских клиперах.в х пьянским археологам удалось найти на островея льшое количество сделанных из глины и алеба-Ит оо лей разлиЧных кораблей. По этим моделямстра МОД           можно представить себе суда, на кото-

дОВОЛЬНО ючии

рых плавали критские моряки. Большинство кораблей были снабжены только парусами, нос у них был приподнят, что свидетельствует об определенных мореходных качествах. Некоторые же суда при отсутствии ветра передвигались с помощью весел. Критские мореплаватели сумели добраться до Палестины, где основали различные колонии. Там они занимались торговлей и стали хозяевами моря, так сказать, первым морским народом в истории человечества.

Скудость имеющихся фактов и данных, полученных в результате научных исследований, не может умалить славу критских моряков как первоклассных мастеров мореходного искусства. Некоторые историки считают даже, что аргонавты — это в сущности не кто иные, как жители острова Крит. В старинных летописях говорится о том, что аргонавтами называли пеласгов. Но ведь этот народ как раз и жил в критскую эпоху, то есть еще до Троянской войны (XIII век до н. э.). Геродот утверждает, что в древние времена Грецию называли Пеласгией. Пеласги часто упоминаются также в летописях как предшественники греческих племен, расселившихся на островах Эгейского моря и на большей части нынешней Греции.

Все это заставляет думать, что около 2000 года до н. э., то есть еще до того, как древние греки заселили территорию Греции, Черным морем первыми «овладели» эгейские мореплаватели. Правда, это только предположение. Может быть, истинное, а может быть, и ложное. Кто знает... Но ведь там, где кончаются, сомнения и предположения, там кончается и наука.

«Морская империя» на острове Крит была уничтожена «дикими ахейцами» — первыми греческими поселенцами в районе Эгейского моря.

Ученые считают, что следующими «господами моря» стали финикийцы. Этот семитский народ покинул колыбель своей расы и заселил ливанское побережье Средиземного моря около городов Тир и Сидон. Финикийцы, или сидонцы, как они сами себя называли, усвоили опыт мореплавания своих предшественников, но не удовлетворились этим и творчески развили кораблестроение и навигационное искусство. Необозримые кедровые леса, раскинувшиеся вдоль берега моря, позволили финикийцам строить великолепные корабли. Они первыми создали суда с килем и ребрами, с палубой — крепкие суда с хорошей остойчивостью, с замечательными мореходными качествами. Финикийцы стали родоначальниками и корабельной специализации:

они строили не только торговые, но и военные корабли.

Военные корабли финикийцев — это узкие и длинные галеры, передвигавшиеся с помощью весел, расположенных в два ряда. На всякий случай на галерах имелась мачта с квадратным парусом. Эти суда были легкими, быстрыми, с острым носом для тарана, но они не отличались хорошими мореходными качествами.

Торговые же корабли финикийцев были широкими, обтекаемыми, с высокими бортами и высоко поднятым носом, увенчанным скульптурой лошадиной головы. Корма в виде рыбьего хвоста также была приподнята. Большинство кораблей были одномачтовыми, а когда появлялся попутный ветер, поднимали квадратный парус. Если же надо было двигаться против ветра или при полном безветрии, то заставляли рабов садиться за тяжелые весла. С увеличением размеров кораблей (предполагается, что их тоннаж достигал 300 тонн) все чаще стали отказываться от весел и все больше использовали паруса.

Управление как военными, так и торговыми кораблями осуществлялось с помощью двух больших весел, закрепленных по обе стороны кормы. Руль в те времена еще отсутствовал, так как его изобрели лишь в средние века.

Оглавление