Приятного прочтения

Урок истории

Как плавали люди в далеком прошлом, какие пути они прокладывали, что использовали для строительства кораблей? Все исчезло, исчезла и цивилизация, поглотившая труд и жизнь многих поколений людей.

Очень трудно нынешним археологам разгадать все тайны античного кораблестроения. Конечно, им попадаются на морском дне то там, то здесь различные амфоры, якоря или даже остатки судов. А уж если особенно повезет (выпадает же и такое исключительное счастье), то можно найти даже целый затонувший корабль. Но это действительно удача очень редкая, более редкая, чем выигрыш машины в лотерею. В Средиземном море, например, найденные за всю историю археологии целыми античные корабли можно пересчитать по пальцам одной руки. А вот Черное море оказалось более скупым: пока никто еще не может похвастаться подобной находкой. Море ревниво охраняет свои тайны!

Вот что пишут французские историки Дец, Вейе и Матю:

«В те времена, когда дороги на земле были малочисленными, опасными и плохими, люди предпочитали морские пути. Средиземное море было одним из первых морей,- которое вдоль и поперек избороздили корабли, особенно его восточную часть, ставшую колыбелью мореплавания. Не всегда, однако, морские путешествия оканчивались успешно, потому что встречались многочисленные рифы, возникали опасные течения, внезапно начинались бури и штормы.

В Средиземном море берег виден издалека, так как воздух здесь прозрачен, а туманы — большая редкость. Поэтому высокие скалистые берега служили и служат хорошими ориентирами. Раньше не было компаса и мореплаватели вынуждены были придерживаться берега. Плавали только в дневное время, и обычно расстояние между портами соответствовало тому расстоянию, которое можно было пройти за дневные часы. Каждый вечер становились на стоянку, бросив якорь в тихом заливе или вытащив судно на берег. Если начиналась буря, то именно берег служил убежищем. В Средиземном море много островов, и поэтому не очень сложно было плавать от острова к острову. Таким было в те времена прибрежное, или, как мы сейчас говорим, каботажное, плавание. Пересечь открытое' море — значит подвергнуться многим опасностям, а для этого требовались большая смелость и немалые знания».

Эти корабли представляют собой определенный интерес с точки . зрения применения градостроительной техники в судостроении. У них не было ни киля, ни ребер. Корпус собирали из маленьких блоков, изготовленных из нильской акации. Блоки были размером с обыкновенный кирпич. Они подгонялись друг к другу так, как современный каменщик кладет кирпичи. Только их не замазывали, а приковывали друг к другу. Двуногая мачта позволяла поднять в середине корабля большой квадратный парус, натянутый между двумя реями. Управление судном осуществлялось с помощью шести кормовых весел (по три весла на каждом борту). Корабли фараона Снофру были первыми в истории подробно описанными морскими парусниками.

В летописях часто упоминаются фараоны, которые использовали жителей острова Крит в роли моряков для перевозки товаров между Сирией и Египтом. Известно также, что в более поздние эпохи многие из замечательных экспедиций финикийцев совершались по поручениям египетских фараонов. Очевидно, египтяне не были уверены в своем мастерстве вождения судов по морю или просто не хотели заниматься этим нелегким трудом. Поэтому невольно приходишь к выводу, что они не были «морским народом».

Большинство историков придерживаются мнения, что морские суда, изображенные на старинных барельефах, были преимущественно критскими и финикийскими.

Оглавление