Приятного прочтения

Глава 7 ИХЕРИР.  1970

Открытые мною во время разведывательной поездки в 1969 году на плато Ихерир росписи по своему качеству и новизне вполне заслуживали того, чтобы с них сняли копии. Я сообщил об этом доктору Хену, который был тогда министром общественных работ в алжирском правительстве и председателем Комитета промышленной кооперации — организации, принявшей участие в охране росписей Тассили и просившей меня о сотрудничестве в этой области, а также доктору Талебу, бывшему министру народного образования, позднее министру информации и культуры; они оказали мне самый радушный прием и обеспечили финансовыми и материальными средствами, необходимыми для осуществления этого проекта. Между Алжиром и Илези (бывшим Форт-Полиньяком), ближайшим к предполагаемому месту работы населенным пунктом, прямого воздушного сообщения нет, и потому наш посол в Алжире Жан Бадеван любезно предоставил в мое распоряжение принадлежащий посольству самолет БС-3. Меня должны были сопровождать два члена экспедиции 1962 года—Пьер Коломбель и Ив Мартен, а также два алжирца, студенты Школы изящных искусств в Алжире, приезжавшие на трехмесячную стажировку в Музей Человека. Но из двух алжирцев прибыл только один, Абделазиз, потому что другой в утро отлета проспал. Дело было во время рамадана, и он, несомненно, измученный бессонной ночью, уснул в тот момент, когда должен был встать. Все это происходило в конце ноября 1970 года.

Наш пилот — очень милый человек, полковник Ферре, атташе по воздушному транспорту при нашем посольстве. Сначала, чтобы дозаправиться горючим, садимся в И-и-Аменасе, потом берем направление на Илези. Перед тем как приземлиться, производим воздушную разведку района Ихерира, чтобы выяснить, существует ли проход, которым мы могли бы от автомобильной дороги добраться в лендровере до скал Ихерена. К сожалению, под нами только каньоны и непроходимые для автомобиля нагромождения камней.

Экипаж обнаруживает неполадки в системе шасси — что-то не так с давлением масла, то есть, попросту, где-то есть утечка. Шасси выходят свооодно, но тормоза не срабатывают. Чтобы хорошенько рассмотреть посадочную полосу, пилот делает два захода, мы покоепче затягиваем привязные ремни; самолет приземляется в самом конце площадки и все катится и катится, хотя мотор работает на малых оборотах; останавливается он  у самого края посадочной  полосы,   на  счастье,  очень длинной, иначе бы без инцидентов дело не обошлось. Механики проверяют шасси, находят место утечки, —ликвидировать ее нельзя. Нужно запросить Алжир, чтоб доставили запасное колесо, потому что испорченная тормозная система с ним тесно связана, и домкрат,»который позволит поднять это переднее шасси и сменить колесо. За полторы тысячи километров от Алжира, в глухой деревушке, это не очень-то кстати! В довершение  начальник почтового отделения в Илези предупреждает меня, что машины, предоставленные в мое распоряжение Министерством общественных работ,  прибудут только  через  неделю,  потому «то шоферы соблюдают рамадан. Чтобы не томиться от безделья в неуютном «отеле» в Илези, мы решаем отправиться пешком к началу уэда джерат, где в прошлом году посол Жан Бадеван,  которого я сопоо-вождал в «Тассилийский Везер», открыл большой ансамбль рисунков. ускользнувший от внимания нашей экспедиции в  1959 году. Мы систематически копируем их и, таким образом, не теряем времени даром.

После многочисленных и невообразимых осложнений самолет, наконец, может подняться в воздух и доставить из И-н-Аменаса в Илези запасное оборудование. Машин приходится ждать еще несколько дней. паконец они появляются. Грузим оборудование и продовольствие. В экспедиции участвуют два туарега, которых мы заранее вызвали в Илези: Ьухаиас, бывший унтер-офицер отряда мехаристов из племени орарен. будет нашим проводником, а Икнан аг Барка из племени иджерадже-раун — поваром. Оба хорошо знают и тот район, который мы должны пересечь, Фаднун, и тот, где мы будем работать. Бухайас обошел все уэды этого района;  он  оказался  сведущим  и  полезным  проводником. перед отъездом мы соорали информационное совещание; в нем участвуют мэр Илези  один туарег из племени орарен, депутат Амастан, бывший адъютант Брахима аг Абакада и его наследник на посту вождя племени аджер, принимавший участие в воздушной разведке, которую мы производили над Тассили в   1959 году вместе с капитаном  Годаром,

Оглавление