Приятного прочтения

Глава 7 ИХЕРИР.  1970

мере того как мы копируем его, мы начинаем понимать, что ни одна его линия не пересекает другую,  что вся композиция  была  задумана  как  единое целое и что каждое животное на ней, в какой бы плоскости оно ни было изображено, имеет свое определенное место и ни один рисунок не находит на другой. То же самое можно сказать и обо всех остальных фигурах на этом  панно,   будь  то  изображения  людей,   идущих   амазонок,  разных групп антилоп и прочее. За исключением двух слонов, написанных  в более ранний период,  и  нескольких  человеческих  фигур,  вся  пещера, кажется, расписана одним художником, и даже на наш опытный взгляд этот  последовательный   ряд   росписей   впечатляет   качеством   рисунка, исключительной сложностью композиции и реализмом изображения. Это лучшее из всех найденных до сих пор в Сахаре произведений, шедевр натуралистического искусства неолита. Когда  некоторые мои коллеги, специалисты по первобытной истории и наскальной живописи, присутствовали при распаковке наших копий в Музее Человека, они точно так же восхищались этим панно, как и я. Как тщательно выписаны все детали! Одна сцена показывает только что родившегося жирафенка, нетвердо стоящего на неокрепших ножках и с еще не отпавшей пуповиной. В другой сцене точность изображения позволяет с первого взгляда различить в группе галезей и антилоп газель-доркас с тонкими рогами, белую газель-дама, антилопу-орикс с длинными, загнутыми назад рогами, антилопу-бубала с узкой и длинной головой (одна из них тщательно вылизывает только что родившегося детеныша). Другая группа представляет льва, держащего в когтях барана; голова его обращена в сторону вооруженных копьями людей, которые оспаривают у него добычу; над ними изображены бегущие в ужасе бараны. И самая неожиданная картина — болотце с прыгающими лягушками, из которого пьет бык. Немного дальше — дерево, изображение вообще редкое для наскальной живописи Сахары; по стволу взбирается человек. Особенно тщательно выписаны быки; у некоторых между рогами можно различить какой-то узор, вероятно, символического характера, напоминающий ковер. На некоторых быках едут верхом женщины, одетые в нарядные, сплошь вышитые платья, и со сложными прическами. Женщины и дети перед хижинами, сооруженными, похоже, из сшитых шкур. Любопытно, что весь потолок покрыт отпечатками пальцев, сделанными красной охрой. Больше всего их над панно с жирафами. Что это — «иконоборчество» или магический ритуал? Я уже писал о виденных мною отпечатках пальцев в пещере Талеуауат во время моей поездки с Джебрином в Ихерир.

По мере того как пополняется коллекция тассилийских росписей и еще более — в результате снятия копий, которое позволяет нам глубже проникнуть в технику и стиль доисторической живописи, — становится все очевиднее сосуществование на этой территории различных человеческих сообществ, особенно в «период полорогих». Если некоторые человеческие типы на росписях по своим профилям, мужским и особенно женским прическам напоминают фульбе, или, точнее говоря, их предков, то с самого начала наших исследований нам встречались и несомненно негроидные типы, и европеоидные. В Тиссукаи в Уа-н-Дербауэ-не, в И-н-Итинене мы были поражены, увидев профили, напоминающие одновременно и семитские, и египетские, и европейские. Если некоторые сцены на росписях скотоводческого периода могут служить иллюстрацией жизни современных фульбе и ритуальных церемоний, поныне практикуемых, как показал нам Амаду Хампате-Баа, у бороро Западной Африки, то другие служат свидетельством наличия иной школы, иного народа. Например, большая роспись И-н-Итинена, изображающая племя во время кочевья, вносит что-то новое — женщины верхом на быках в богатой сбруе посреди стада коз, бараны и быки с самой разной формой рогов. Да и картины, представляющие сцену суда, жертвоприношение барана, воинов в форме, идущих на битву, носят более повествовательный, нежели метафизический характер. Все это когда-то привело меня к предположению, что здесь имела место не одна миграция скотоводческих племен, а несколько. Ихерен подтверждает это предположение. Стиль здешних росписей аналогичен стилю прекрасных композиций И-н-Итинена и Уа-н-Дербауэна — тот же тонкий штрих, тот же физический тип персонажей, те же быки с деформированными или украшенными какими-то предметами рогами.

Значит, то, что Сахара была перекрестком дорог, по которым двигались различные расы, — не миф? Но какие именно это  были расы?

Оглавление