Приятного прочтения

Пусть море разрежут

Ведь и в наши дни имеется не так уж много кораблей, использующих моторы, которые могли бы развить подобную скорость.

В 1973 году Аллен Кола совершил самое быстрое кругосветное путешествие в одиночку, пройдя за 166 суток по сороковым ревущим широтам расстояние от Сен-Мало и до Сен-Мало со средней скоростью около 7,2 узла.

В принципе трудно сопоставлять достижения тех или иных яхтсменов. Но более высокую среднюю скорость у Аллена Кола по сравнению со средней скоростью у Робина Нокс-Джонстона можно объяснить тем фактом, что он совершал плавание на скоростном катамаране и однажды сделал остановку в Сиднее для отдыха, ремонта и пополнения запасов.

Вообще данные о средних скоростях, показанных судами, плавающими под парусами, публикуются редко. Пожалуй, это происходит лишь в том случае, когда речь идет об эффектных достижениях путешественников-одиночек или во время океанских регат. А о многих тысячах других яхтсменов вообще нигде ничего не сообщается, так как они совершают морские путешествия ради плавания по морю, а не ради установления новых рекордов скоростей. Но и из того, что нам известно, можно сделать вывод: даже у современных яхт нормальная скорость не превышает 7 узлов. Установив это, мы можем (при небольшой доле фантазии, конечно) проникнуть и в тайну средних скоростей древних парусных судов.

Редкие письменные источники (например, библиотека Дирдора, I век, до н. э.) свидетельствуют, что при благоприятном ветре расстояние от Родоса до Александрии в 330 миль покрывалось обычно за четверо суток со средней скоростью 3,4 узла.

Значительно позднее арабский путешественник и писатель Идриси (XII век), описывая черноморские порты, рассказывал, что от Трапезунда до Константинополя надо плыть девять с половиной суток. А это означает, что корабли продвигались со средней скоростью 2,2 узла.

Анализируя эти факты, я пришел к мысли, что в у парусного  судоходства до  новой  эры средней

оости в 6,5 узла с большим трудом могли достигнуть СК ко крупные торговые суда. Таким образом, пере* Т°ЛЬ Понт от малоазиатского берега до крымского в °еЧмальных условиях за одни сутки практически невоз-

М°жНп'ользу этого вывода СЛуЖит и то обстоятельство, бшгз —слабый ветер; дневной бриз—не более 3—4 йТ° ов  а ночной и того меньше. Наша «Вега», напри-Л с'помощью бризов не может достигнуть средней МеР'ости  6,5  узла.  Тем  более  вряд ли  могли  этого СКйиться древние, неповоротливые торговые суда. Кони  если они попадали в полосу циклона, то средняя Н     ость сама собой увеличивалась,  и ничего удиви-СКОРного нет в том, что кому-то, возможно, и удалось ТеЛЬ ечь  Понт даже  меньше  чем  за  сутки.   Но   это Пер6зя принимать за критерий средней скорости. На-Я^Ь т исходной точкой следовало бы считать самую ° благоприятную скорость. Тогда можно утверждать, связь между обоими берегами Черного  моря   с ^мошью парусных судов осуществлялась всегда в П ности, и   в более поздние времена,   и   в наши ДреБ_ во всяком случае не за 24 часа, а за большее ™ ячество времени.

Рше один довод «против» пересечения Черного моря

пни  сутки  можно  найти  в  любом  учебнике  по

За    ооологии:  «Бризы распространяются самое боль-

МеТ6 на 40___ 50 километров  от  берега...»  Даже  если

«Питать что и на том, и на другом берегу бризы будут гюос'траняться максимально, то есть приблизительно ра°тгаадцать семь миль, то и тогда в середине остается На скрытое ветром расстояние в сорок миль. Как же его преодолеть?

Оглавление