Приятного прочтения

Пусть море разрежут

Мы медленно удалялись от Синоиа. Море было спокойным. За кормой взбаламученная вода перемешала отраженные в ней сумерки, далекие застывшие вершины гор, а последние солнечные лучи заметались, словно огненные стрелы. Слабый ветерок, сразу уничтоживший магию водного зеркала, сделал море вдруг темным, плотным... И испуганная «Вега», склонив перед ним голову, торопливо заспешила на север.

Наша следующая остановка в Тавриде (в Крыму). И, как завещал Зевс («Пусть море разрежут посередине»), мы пересечем Понт в его самой узкой части. Сейчас у нас наступил один из самых важных этапов задуманного путешествия. Нам надо проверить предположения историков, что Черное море можно пересечь на паруснике за сутки. Об этЪм, в частности, говорится в хронике Скимноса (II   век.до н. э.).

Действительно, некоторые историки придерживаются того мнения, что с помощью ночного бриза со стороны   малоазиатского   побережья   парусное   судно

может добраться до середины моря. Затем его подхватит дневной бриз, дующий в направлении крымского побережья.

Эта гипотеза очень привлекательна и на первый взгляд весьма логична. Но всегда имеется одно «но», которое путает все расчеты. Известно, что расстояние между обоими берегами в самом узком месте составляет 145 миль8. И чтобы покрыть его за одни сутки, необходимо плыть со средней скоростью 6,2 узла. Однако при этом не следует забывать, что когда бризы сменяют друг друга утром и вечером, то на час-два наступает безветрие. Это означает, что судно будет находиться во власти бризов не 24 часа, а в лучшем случае — 22—23 часа, вследствие чего средняя скорость повышается до 6,5 узла. Что же означает эта скорость? Для людей, никогда не плававших на парусной яхте,особенно на большие расстояния, средняя скорость в 6,5 узла почти ни о чем не говорит.

Бесспорный фаворит в марафонских океанских состязаниях Эрик Табарли утверждает, что для победы в трансатлантической гонке (регата «Остар») вполне достаточна средняя скорость 6,5 узла. В 1964 году он впервые выиграл эту гонку со средней скоростью в 4,2 узла.

В 1969 году Робин Нокс-Джонстон в одиночку совершил кругосветное путешествие на яхте по ревущим сороковым широтам (через мыс Горн), нигде не останавливаясь, за 313 суток со средней скоростью около 4 узлов. У Чичестера во время его исторического плавания средняя скорость не превышала 5,3 узла.

Очень часто специально сконструированные для состязаний яхты, управляемые при этом профессионально подготовленным экипажем, во время океанских регат или кругосветных плаваний показывают удивительно небольшую среднюю скорость — от 6 до 7 узлов. Разумеется, речь идет о «честных гонках на парусных яхтах», то есть по правилам, когда яхта движется только с помощью силы ветра.

При использовании одного лишь ветра нельзя говорить об абсолютных скоростях. Можно рассчитывать только приблизительно, сколько времени потребуется для преодоления • данного расстояния, да и то при наличии постоянных ветров. На море, как известно, условия всегда различны, и настоящим рекордом можно считать лишь такой рекорд, когда одно и то же расстояние будет по крайней мере дважды преодолено за одно и то же время.

Во имя справедливости следует отметить и фантастически большие скорости, показанные парусниками. Так, клипер «Лайтнинг» в 1854 году за одни сутки прошел расстояние в 436 миль, что составляет среднюю скорость в 18,2 узла. Правда, этот рекорд был достигнут при попутной буре и к тому же быстроходным трехмачтовым парусным судном — самым совершенным творением человеческих рук в ту эпоху.

Оглавление