Приятного прочтения
Глава 6 СОБЫТИЕ В ПОЗНАНИИ ДОИСТОРИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Событие, представляющее немалый интерес, по-новому осветит вопрос о побудительных мотивах искусства пастушьих племен Сахары.
Открытие наскальных росписей Тассилй должно привлечь внимание ученого мира, особенно африканистов-этнологов, занимающихся историей фульбе. Кто же такие фульбе? Пастушеский народ, живущий ныне в Западной Африке, от Сенегала до Чада и Северного Камеруна, где они в поросшей злаковыми травами степи пасут свой крупный рогатый скот. Это не белые и не черные; кожа у них часто очень светлая, более или менее загорелая, волосы длинные и не мелко вьющиеся, черты лица и губы тонкие. Но это тип, встречающийся у племен, которые еще ведут кочевой образ жизни; многочисленные осевшие племена, смешавшиеся с местным населением негритянского происхождения, принадлежат уже к смешанному типу. Кочевые племена называются^ бороро, осевшие —гидда, «люди домов». Бороро не имеет значения «ородячий», а означает «невежественный», как противоположность тем фульбе, что обращены в ислам и сведущи в Коране. Фульбе привлекли внимание всех исследователей-африканистов, потому что ни негры, ни они сами не считают себя автохтонами; происхождение фульбе остается загадочным. Их пытались сделать потомками евреев, малайских переселенцев, негроидизированными берберами, сирийцами, цыганами, бретонцами, басками и бог знает кем еще. Короче, по их поводу высказывались самые фантастические гипотезы. Однако тот факт, что деятельность фульбе в основном направлена на разведение крупного рогатого скота и что именно они являются виновниками его появления в Западной Африке, общепризнан По их собственным преданиям, они будто бы прибыли в Фута-Джаллон около VIII века н. э., переправившись через реку Сенегал; двигались они с севера. Стало быть, последняя их миграция шла через Сахару, но какой дорогой и откуда они шли? Весь вопрос в этом.
В моих путешествиях по суданской саванне, в Нигере, неподалеку от скал Бандиагары, в окрестностях Мопти и Ниафунке, на севере Камеруна мне случалось встречать женщин-фульбе, привлекших мое внимание своей удивительной красотой. В числе моих друзей был один человек, некто Жильбер Вьейар, прекрасно знавший этот народ и полюбивший его. Когда я с ним познакомился, он был простым чиновником в департаменте по гражданским делам в Тахуа, а позже занял пост, как в то время говорили, администратора колоний. Мы с ним жили вместе в предоставленном ему просторном помещении, и фульбе были основной темой наших бесед за едой и по вечерам. У него было две жены, одна фульбе, а другая хаусанка; жена-хаусанка родила ему дочь, которую на языке той страны звали «мягенькая». Когда он приехал в Париж на стажировку в Колониальную школу, чтобы занять потом пост администратора, мы частенько встречались с ним в Латинском квартале и беседовали на нашу излюбленную тему, которая для меня представляла уже тогда такой же интерес, как и все, что касалось туарегов. Поэтому многочисленные стада быков, изображенные на стенах тассилийских гротов, сам тип пастухов, прически женщин и мужчин, а также их одеяния —все эти детали, когда я их увидел, воскресили в моей памяти наши разговоры с Жильбером Вьейаром, который, к сожалению, был убит в первые же месяцы войны в Воку-лере, в родных местах Жанны д'Арк. Фульбе напоминало и многое другое: луки —классическое их оружие, изображенные на скалах круглые хижины, телята, привязанные так, как я это видел не раз в стойбищах бороро, и огромные стада коров с лирообразными рогами, в точности похожих на тех, молоко которых я пил на юге Аира, в Ада-мауа и в стране догонов.