Приятного прочтения

Глава 6 СОБЫТИЕ В ПОЗНАНИИ ДОИСТОРИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Но это куда менее просто для того, кто знает, как трудно сблизиться с фульбе-бороро и заставить их говорить откровенно, потому что все пастушьи обряды — тайна. У нашего друга и информанта дедушка был силатиги, и, следовательно, под его руководством он в молодости и прошел посвящение. Теперь Амаду Хампате-Баа перешел в ислам, так же как и многие члены его большой семьи. И есть серьезное опасение, что еще через несколько лет все эти прекрасные легенды будут полностью забыты.

Расшифровка доисторической росписи в свете инициационных обрядов фульбе — значительное событие, по своим последствиям далеко превосходящее рамки этнографических исследований. И если эта фреска имеет повествовательный аспект, рассказывая о церемонии лотори, то она еще и вскрывает чрезвычайно сложный комплекс верований, о котором не догадывается рациональный ум европейца. Тут и легенды о происхождении и практике скотоводства, и отражение общественной и политической организации фульбе, и символика чисел и цветов, и космогоническая система, которой подчинена практическая и религиозная жизнь скотоводов,— все это, тесно связанное, постоянно присутствует в сознании фульбе. А Амаду Хампате-Баа был послан провидением, чтобы раскрыть нам эту тайну.

Поражает то, что картинки, нарисованные примерно около 3500 года до н. э., могут быть поняты более пяти тысяч лет спустя, и мы вправе задать себе вопрос, могли ли традиции сохраняться в неприкосновенности в течение всего этого немалого времени.  То, что многие детали росписей «периода полорогих» позволяют установить близость культуры того времени сегодняшней культуре фульбе, которые считаются основателями разведения крупного рогатого скота в Западной Африке, объясняется упорным этнографическим консерватизмом африканских народов, хотя и сильно сдавшим свои позиции под мощным натиском ислама; бороро вплоть до самого последнего времени этому натиску противостояли и сохраняли обычаи своих предков-скотоводов.

Амаду Хампате-Баа расшифровал немало росписей, но это внесло вклад в основном в этнографические исследования.

К изложенному можно добавить, что у некоторых групп фульбе Нигера существует другая версия этой легенды. Она рассказывает, что первый пастух разделил животных своего стада по типам рогов: на быков с короткими и толстыми рогами и на быков с лирообразными длинными и тонкими рогами, что соответствует двум видам, представленным в росписях на скалах Тассили; в зоологии эти виды носят названия Воз ЬгасЬусегоз и Воз аЫсапиз. У фульбе понятие об этих различиях сохранилось. Это тем более интересно, что в чистом виде оба семейства в Западной Африке не сохранились из-за скрещивания коров с зебу, происшедшего неведомо когда, результатом которого было появление бесчисленных метисов с самой разнообразной формой рогов. В наши дни пастухи фульбе отдают предпочтение длиннорогому быку с примесью крови зебу из-за его силы и приспособленности к степным условиям. Толсторогий же бык, напротив, ценится за выносливость в ходьбе и смирный нрав, что делает его прекрасным верховым животным, которое особенно любят женщины.

Выше я рассказывал о некоторых росписях, изображающих сексуальные сцены, где партнеры занимаются любовью по-собачьи. Джебрин приходил от них в ужас, потому что в его глазах это немыслимо и чудовищно. В этой области наше ханжество достигло такой степени, что заслонило от нас истинную природу человека. А вот мудрые фульбе говорят, что, когда мужчина хочет иметь сына, который станет вождем, колдун дает ему совет поступить именно таким образом... Аминь!

Оглавление