Приятного прочтения

Глава 6 СОБЫТИЕ В ПОЗНАНИИ ДОИСТОРИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

  С той поры  я  пришел  к убеждению,  что художники «периода полорогих» должны быть одними из основных предков нынешних фульбе и что открытые нами росписи — свидетельство их древней миграции. Изображенные женщины с тонкими чертами лица, с прическами в виде шлема или сахарной головы и'мужчины с заплетенными в косы волосами по своему физическому типу отчетливо напоминают фульбе.

Поскольку росписи того же стиля и того же времени были обнаружены, правда в меньшем количестве, в Тибести, в Хоггаре, в маленьком тассилй Ти-м-Мисао, в центре Танезруфта и в Земмуре, то мне кажется, что шедшая с востока миграционная волна вступила сначала в центральную часть Сахары и следовала вдоль больших долин, под защитой основных горных массивов, так что конечный выход ее к Сенегалу представляется одним из самых вероятных. В то время один весьма заслуженный этнограф из Музея Человека, Жермена Дьетер-лён, бывшая сотрудница профессора Марселя Гриоля, изучала обычаи фульбе с помощью одного ученого фульбе, Амаду Хампате-Баа, бывшего посла Мали в государстве Берег Слоновой Кости, позже представлявшего свою страну в ЮНЕСКО. Им пришла мысль посетить выставку копий росписей Тассилй в павильоне Марсан, и они были очень удивлены, узнав во многих сценах отражение обычаев фульбе-бороро, среди которых Амаду Хампате-Баа провел свое детство. Особенно привлекла его внимание одна роспись — та, которую мы окрестили «Быки на коленях», или «Схематические быки», поскольку на ней вместо ног у животных были изображены какие-то культяпки; мы предположили, что они лежат. Амаду Хампате-Баа увидел, что животные на фреске, а также изображенные тут же люди, которых мы принимали за безногих калек, просто стоят в воде.

На интереснейшей многочасовой лекции, прочитанной нам Амаду Хампате-Баа и прослушанной нами с неослабным вниманием, он объяснил, что эта роспись изображает обряд, называемый лотори, при котором он присутствовал в ранней юности и который практиковался у пастухов-фульбе Масины вплоть до их обращения в ислам. Обряд этот состоял в том, что раз в году ночью животных вели к ближайшему рукаву реки и там чистили, в память о их происхождении из воды. Дело в том, что у фульбе существует легенда, будто быки появились из воды. Она рассказывает, что один человек с женой и детьми устроили стоянку у болотистого водоема, и вот, с наступлением темноты, они увидели, как из воды вышли быки и мирно подошли к их костру, а на рассвете вернулись в воду. Днем человек и его семья отошли подальше от водоема. Но вечером быки опять пришли и улеглись у огня. Много раз быки уходили и возвращались к людям каждый вечер. Однажды человек ушел далеко в заросли, и быки, придя к нему, больше не вернулись к воде, остались и уже не покидали человека, связав с ним свою судьбу. Согласно этому поэтичному сказанию, с того дня быки стали домашними. В память о таком, водном происхождении коров и исполняется ежегодно обряд лотори, точно так, как это делалось когда-то в среднем течении Нигера, недалеко от Диафарабе, когда на нем присутствовал юный Амаду Хампате-Баа.

Пока' животных чистили, на берегу происходили танцы; дата церемонии, приходившаяся обычно на ноябрь, назначалась старейшим силатиги. На языке мандинго силатиги означает «вождь»; у кочевни-ков-фульбе это главенствующее лицо, которому ведомы все секреты скотоводства, постигнутые им в течение долгих лет посвящения; за знания и мудрость его в конце концов избирают вождем, и потому же

он еще играет и роль прорицателя. Дату лотори он назначает, учитывая двадцативосьмидневный цикл лунного календаря и относительное положение двадцати восьми созвездий, управляющих солнечным годом пастушьих племен. Церемонии начинались в первый день назначенного жрецами лунного месяца и продолжались до пятнадцатого дня, причем ритуальное купание происходило в день полнолуния. Обряды совершались не только в память о происхождении животных, но и преследовали профилактическую цель — предохранить скот от болезней и бесплодия.

Амаду Хампате-Баа объяснил также, что рисунок в виде пальцев представляет руку первого пастуха, звавшегося Кикала. Эта шестипалая рука символизирует общественную организацию фульбе, причем последний, дополнительный палец имеет наименьшее значение; если считать справа, четыре первых пальца обозначают четыре больших аристократических рода фульбе, потомков четырех первых детей Кика-лы мужского пола; эти роды носят названия, хорошо известные и сейчас. Это диалы, баа, соо и бари. Пятый палец изображает союзное семейство, произошедшее от браков с чужими кланами и отдавшее себя под власть вождей фульбе. Наконец, дополнительный палец изображает рабов, по происхождению своему не фульбе, но живущих в тесном симбиозе с кочевниками и разделяющих все их труды.

Оглавление