Приятного прочтения

Глава 6 СОБЫТИЕ В ПОЗНАНИИ ДОИСТОРИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Символическое значение рисунка этим не ограничивается. Четыре первых сегмента, или пальца, окрашены соответственно четырем основным мастям быков: красной, желтой, белой и черной, и каждый цвет приписывается одному из названных выше семейств. У бороро рассказывают такую легенду: чувствуя, что умирает, Кикала решил разделить стадо между четырьмя первыми сыновьями и, чтобы избежать споров, сделал это, рассортировав животных по мастям на четыре части. Расширив свое значение, символика этих цветов стала обозначать и четыре элемента, лежащие в основе всего сущего,— землю, воду, воздух и огонь, а в дальнейшем и четыре стороны света, которые играют основную роль в обрядах фульбе. Поэтому и вход загонов для скота, и двери хижин, и привязь для животных, и место, где воздвигнут семейный алтарь,— все ориентировано по сторонам света согласно строгим правилам. Таким образом, это целая цепь символов, образующая настоящую геральдику и служащая отличительным признаком для каждой семьи подлинных фульбе. Соотносительные звенья этой цепи таковы:

диалы — желтое,  огонь,  восток;

баа — красное,   воздух,   запад;

соо— черное, вода, юг;

бари—белое, земля, север.

Внимательно рассмотрев внутреннее и внешнее поля рисунка в виде пальцев, на нем можно насчитать тридцать три человеческие фигуры, идущие друг за другом гуськом. Ног не видно — они тоже в воде, на головах маски с большими ушами, изображающие «хитрых животных» африканского фольклора — лису, шакала, зайца. У большей части этих людей на руках танцевальные атрибуты, может быть колокольчики,— такие, как обычно у фульбе. Это служители культа различных ступеней посвящения: тридцать три фигуры соответствуют числу ступеней посвящения, которые должен пройти неофит, чтобы получить полное знание пастушеских обрядов инициации и достичь высшего звания силатиги. Первые тридцать человек, изображенные в нижней части большого пальца,— это люди, достигшие высшей ступени посвя-

шения и призванные наблюдать за точным исполнением обрядов. Они танцуют — обстоятельство, на которое следует обратить внимание,— выстроившись друг за другом в ряд, чтобы изобразить извивающуюся змею. Это танец змея Тианаба, сверхъестественного существа, представителя бога на земле, которому специально поручена охрана стад. Изображение его мы встречали на многих росписях, в частности в Джаббарене, Ти-н-Тазарйфте и Уа-н-Дербауэне.

Следовательно, наша роспись,- не опуская ни одной детали, изображает обряд лотори, что позволяет считать древние пастушьи народы Тассили предками фульбе. Амаду Хампате-Баа объяснил нам также значение числа двадцать восемь. Для того чтобы обряд лотори возымел благоприятное действие, необходимо участие в нем двадцати восьми быков. На росписи в Ти-н-Тазарифте мы насчитали их только двадцать семь, но, может быть, одно изображение стерлось и ускользнуло от нашего внимания. Число двадцать восемь является также основным для пастушьего года фульбе, разделенного на двадцать восемь временных отрезков по тринадцать дней, причем каждый месяц зависит от какого-нибудь созвездия. Церемония лотори происходила на исходе двадцать восьмого месяца. Двадцать восемь — это и число узлов или петель на шнурке, которые посвященный должен развязывать каждый день, чтобы постигнуть постепенно скотоводческие знания, и число ступеней этого знания, причем первый и последний узел — альфа и омега, заключающие в себе тайну начала и конца мира,— посвящены богу. Кроме того, двадцать восемь — это кратное четырех, а фульбе считают, что существует семь формул скрещивания, дающих животных двадцати восьми различных окрасок, поскольку число семь символизирует полноту целого, соединяя в себе мужское начало (три) с женским (четыре).

«Для того, кто посвящен в пастушьи обряды, это очень просто»,— говорил Амаду Хампате-Баа.

Оглавление