Приятного прочтения
Глава 6 СОБЫТИЕ В ПОЗНАНИИ ДОИСТОРИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Ассоциации этих изображений говорят о каких-то, для нас неясных, религиозных верованиях и указывают на определенную роль, которую играли эти животные, равно как и некоторые символы, например спираль. Оставим в стороне сцены эротического характера, которые, без сомнения, были просто откровенным выражением культа плодородия, а также человеческие фигуры с зооморфными головами, может быть, предвосхищавшие богов Древнего Египта.
Когда аббату Брейлю пришлось разбирать досье Бренана, в котором хранилась прекрасная подборка копий тассилийских росписей, они не вызвали у него мыслей о религиозных побуждениях, но он был очень изумлен повествовательностью пастушьих сцен. Если он снабдил некоторые панно совершенно фантастическими подписями, то это было более шутки ради. Его внимание особенно привлекла юмористическая сторона рисунков, а потому он всячески подчеркивал этот поистине новый вклад тассилийских росписей в наше представление о доисторическом искусстве. Сюжетно-анекдотическая сторона на самом деле выступает на первый план, идет ли речь о движущемся стаде быков, о пастушьем становище, состоящем из хижин, о быках на привязи, о причесывающих друг.друга женщинах, о разделывании туши дикого осла, об охоте на газелей или битве лучников за стадо быков — обо всех сценах повседневной жизни, настолько обычных, что они и по сей день повторяются у скотоводов суданских степей. Иногда юмористическая экспрессивность этих сцен достигает неожиданной силы. По этому поводу можно вспомнить одну любовную сцену, копия которой была снята в Тимензузине еще в 1956 году, но не опубликована; сцена написана на скалистой стене, подходы к которой очень неудобны, на высоте более трех метров, как если бы автор не хотел, чтобы она попадалась на глаза любому прохожему. В этих искусно изображенных любовных играх нет ничего пошлого. Пара в центре представляет лежащую на спине женщину с раздвинутыми ногами, а на ней мужчину в совершенно однозначном положении; одна забавная деталь — направо от этой пары другая женщина, присев на корточки, смотрит на них, взмахивая руками, словно отмеряя ритм; еще правее, повернув голову к лежащей на земле паре, мужчина держит женщину за руку и старается привлечь ее к себе с очевидным намерением последовать примеру первых, но его партнерша, по-видимому, .не очень охотно откликается на приглашение; внизу третья пара: мужчина тянет к женщине руки, как бы намереваясь ее схватить, а та вздевает руки к небу жестом, позволяющим сомневаться в ее согласии; слева — четвертая пара, причем здесь краски более блеклые: женщина убегает, спасаясь от объятий мужчины, протягивающего к ней руки,— несчастная, кажется, хочет избежать игры, которая, ей, видимо, не по вкусу. Последний персонаж этой сцены, мужчина, вооруженный луком и стрелами, с разгневанным видом приближается к парам, возможно чтобы покарать их за измену... Глядя на эти картины, задаешь себе вопрос,, изображены ли здесь различные последовательные фазы одного и того же события, как в комиксах, или просто различные сцены публичного или группового полового акта, что, впрочем, никого не смущает, совсем как у эскимосов, у которых из-за такой ерунды женщина даже не перестанет жевать резинку, или у некоторых племен южноамериканских индейцев, для которых публично совокупиться столь же обычно, как пить и есть. Автор этой очень удачной сценки не был новичком. По всей видимости, изображая ее, он от души развлекался, но весьма сомнительно, чтобы он хотел придать ей религиозный характер. Другие сцены того же жанра сообщают, что различные способы половой любви древним скотоводам Тассили были уже известны и в этой области им было нечему учиться у наших современных специалистов.
В двух случаях, в уэде Джерат и в Южном Оране, на больших гравюрах изображено совокупление человека с буйволицей. Было бы крайне неосторожно считать это изображением полового извращения, потому что мы совершенно не знаем, что за этим стоит. Может быть, союз человека с некоторыми животными предвосхищает зооморфных богов Египта?