Приятного прочтения

Американцы и хетты

Приближаемся к Синопу. У нас, к сожалению, нет плана пристани. По мелкомасштабной карте восточной части Черного моря трудно понять, где город, где пристань, откуда удобнее в нее войти. Рассматриваем карту через лупу, и я прихожу вдруг к выводу, что Синоп напоминает Несебыр, только в больших масштабах. Город расположен на перешейке полуострова, а пристань даже не указана.

Смеркается. Ветер ослабел: морской бриз испускал последние вздохи. «Вега» едва продвигалась вперед. Течение относит нас ближе к берегу. Плывем скорее в сторону, как-то вбок, а не вперед. Прямо перед нами возникает мыс Инджебурун. Здесь берег очень низкий и мыс, словно песчаная коса, уходит далеко в море. Если бы не маяк, то и не догадаешься, что здесь Инджебурун.

Течение все больше увлекает нашу «Бегу». Тихо и пустынно на берегу. Светит маяк. Далеко на юге на

бледном небе   застывшими волнами отражаются тени от горных цепей.

Судя по всему, нам следовало бы более осторожно, более мористее обходить мыс Инджебурун; он производит впечатление, будто образовался из песка, в изобилии приносимого сильным течением. Делаем поворот и медленно направляемся в открытое море. Но течение упорно сопротивляется, мешает нам и несет «Бегу» параллельно берегу. Что ж, в данном случае это нам даже поможет: быстрее достигнем Синопа. А раз так, то и нет смысла идти в открытое море. Достаточно взять курс в 25°, и мы спокойно минуем мыс...

Стоп! Ведь у древних мореплавателей не было компаса. Значит, надо найти другие средства, другие ориентиры...

Солнце уже скрылось за нашей спиной, видны лишь желтые и оранжевые облака. И то хорошо: кое-как, но направление определяем! Правда, мы опять забываем, что древние не могли плавать под острым утлом по отношению к ветру. Им требовался либо попутный ветер, либо почти боковой, так называемый бакштаг, то есть когда устанавливался такой курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость составляла с линией направления ветра угол больше 90° и меньше 180°, считая углы от носа судна.

Таким образом, если бы «Вега» была древним кораблем, то она должна быть в данный момент или в безопасном месте, чтобы ждать благоприятного ветра, или иметь совсем другой курс. Итак, где тут можно найти удобный приют? Разворачиваю карту... Но, стоп! Ведь у древних-то карт не было!

В самом деле, всю ту информацию, которую мы получаем с помощью справочников, различных пособий и навигационных приборов, они держали в своей памяти... Информация, передаваемая из поколения в поколение, от отца к сыну. Их чувства были более острыми. Они иначе, чем мы, воспринимали море, небо, берег...

Возле отслуживших свое маяков на том или ином мысе водолазы нередко находят античные якоря. А в заливах их значительно меньше. По мнению археолога Дюма, объяснение этой загадки кроется в своеобразном способе плавания в античные времена. Предполагается, что древние мореплаватели бросали якорь перед мысом потому, что именно там находится наиболее удобная позиция для выжидания благоприятного ветра. Если бы античные корабли находили себе приют в заливе, то они оказывались бы в капкане. И спасти их из этого

капкана мог только ветер, дующий с суши на море. При ином направлении ветра это сделать невозможно, так как древние корабли не могли лавировать.

Высоко в небе появляются первые признаки теплого циклона. Если его центр окажется севернее нас, то направление ветра изменится, и он уже будет дуть против часовой стрелки... Стоп! Ведь синоптика тоже была незнакома древним мореплавателям.

Оглавление