Приятного прочтения

Глава 12 БЕГЛЫЙ ОБЗОР ПРОШЛОГО САХАРЫ

Приблизительно во времена Плиния здесь появились верблюды, и однако, хотя Плиний и был натуралистом, он о них не упоминает. Берберам это животное было известно, потому что Юлий  Цезарь, сообщая о победе над царем Юбой в 46 году до н. э., пишет, что он захватил у противника двадцать два верблюда. Дромадер происходит из Аравии и мог быть завезен в Африку через пролив Баб эль-Мандеб. Римляне использовали его в Сирии, и вероятно, они и распространили его в Магрибе. Это всего лишь предположение,   потому   что,   сколь   ни   странным    может   показаться,   у нас по этому поводу очень мало сведений. Как бы там ни было, появление дромадера в Сахаре обусловлено климатическими изменениями, то есть прогрессирующим высыханием, которое все более затрудняло передвижение на лошадях *.

В наши дни существование верблюда, в свою очередь, стало нелегким. С начала нынешнего века туареги Хоггара стали водить свои стада на поросшие дикими злаковыми травами равнины Тамесны, потому что в их стране иногда годами не выпадает дождей, а следовательно, она остается без пастбищ. Жители небольших горных поселков часто вынуждены покидать их и спускаться в низменности, где еще есть вода. Году в 1948-м в эти места пришел голод, и немало народу умерло. Племя таиток, обычно кочевавшее по горному массиву Ахнет, западному отрогу Хоггара, было вынуждено покинуть свои исконные земли, где больше нечем было жить, и теперь кочует по территории Нигера между Ин-Галом и Ин-Абангаритом. На Тассили-н-Аджере все местные перевозки осуществляются на ослах из-за плохого состояния верблюдов, причина которого — неважные пастбища и, главное, все более отчетливое исчезновение акаций.

Уже много веков засуха и ее неизменный спутник голод как для Сахары, так и для примыкающих к ней с юга степей, поросших дикими злаковыми, есть явление эндемическое. Свидетельство тому мы можем найти во всех хрониках, написанных арабоязычными авторами и в Томбукту, и в Агадезе.

Так, в XVI веке большой голод, вызванный длительной засухой, был в Гане. В это время в стране находился некий Али, родом из Даржи-на на юге Туниса, царь обратился к нему с тем, чтоб он попросил своего бога помочь в беде. Али ответил царю, что сначала тот должен обратиться в ислам; так и было сделано, вследствие чего пошли обильные дожди.

В 1616—1617 годах сильный разлив Нигера опустошил все возделанные земли на его берегах, лишив население урожая проса и риса. К несчастью, ни на следующий год, ни в тот год, что следовал за ним, не выпало ни капли дождя, и в Томбукту и Гао наступил жестокий голод, такой, что жители принуждены были есть трупы вьючных животных и людей. По этой причине начались эпидемии и погубили множество из тех, кто не умер от голода.

В 1633 году засуха постигла город Диенне, расположенный к юго-западу от Томбукту, что вызвало голод и смерть тысяч жителей. Люди были настолько истощены и обессилены, что даже не могли отдать умершим свой последний долг. Был даже случай — страшно сказать! — когда видели, как женщина съела своего ребенка. И это бедствие продолжалось три года.

В 1696—1697 годах засуха постигла Агадез; в местных хрониках она получила название «войны Голода». Люди устали погребать мертвецов. В 1966 году, когда жители еще не оправились от последствий засухи, на город обрушились невероятно сильные дожди, которые снесли триста домов. Помимо этого, много народу умерло от различных болезней.

В течение XVII и XVIII веков не проходило пяти — десяти лет, чтобы не случился голод. Был он в 1721—1722 годах, тоже из-за засухи; он получил название альтек. В 1738 году опять разразился голод, на этот раз он особенно свирепствовал в городе Арауан, к северо-западу от Томбукту, и повлек за собой смерть большого числа женщин и малосильных людей; он продолжался, то слабея, то усиливаясь, до 1756 года. Местная хроника дала ему название «года десяти тысяч» и считает его самым страшным.

Оглавление