Приятного прочтения
Глава 12 БЕГЛЫЙ ОБЗОР ПРОШЛОГО САХАРЫ
В противоположность распространенному мнению, археология вовсе не такая уж далекая от жизни наука, не имеющая никакого практического значения. Она позволяет восстановить, этап за этапом, ту среду, в которой совершались великие переселения народов на земном шаре, и на этом основании вынести уроки для будущего. Таким образом, исследования, производившиеся начиная с 1956 года в районах Тасси-ли-н-Аджера, Аира и Тенере-н-Тафессассета, способствовали изменению установившегося мнения о Сахаре, ее природных условиях и ее прошлом. Орудия доисторической эпохи, найденные как в эргах, так и в долинах различных зон пустыни, показали, что эта пустыня была населена, причем плотность населения здесь была больше, может быть, чем в любом другом месте земного шара. Наскальные рисунки Сахары, и особенно росписи Тассили, подтвердили это предположение и сообщили нам разнообразные и часто удивительные подробности о людях, делавших орудия из камня. Без этих рисунков и росписей мы никогда бы не узнали, что огромные миграционные волны скотоводческих народов» гоня перед собой стада баранов, коз и быков, прокатились из конца в конец Сахары, от Красного моря до Атлантического океана.
Мы долго представляли себе, что в период неолита Сахара населена была негритянскими земледельческими народами и люди белой расы не появлялись в ней, пока здесь не оказались дромадеры. По мнению некоторых авторов, негритянские народы еще в римскую эпоху занимали прибрежные районы Атласских гор; и, хотя эта гипотеза не нашла археологического подтверждения, многие отождествляли уэд Джедн в Зибанах с Нигрисом Плиния. На самом же деле белые вовсе не ожидали появления в Африке дромадера, чтоб проникнуть в Центральную Сахару и достичь берегов Нигера. Они пришли сюда на лошадях за тысячелетие до начала нашей эры. Это тоже открыли нам наскальные рисунки.
«Негр-земледелец», изготовитель котлов, которого уверенно противопоставляли «кочевнику-верблюжатнику» с его мехом,— это образ, нуждающийся в пересмотре. Теперь мы знаем, что кочевники Сахары
иользозались котлами в течение тысячелетий, а козий мех был известенпастухам крупного рогатого скота за три тысячелетия до нашей эры.Об этом тоже рассказали нам росписи.
Но наиболее интересные сведения дало нам открытие в Тассили росписей так называемого «периода круглоголовых». По стилю, по профилям изображенных на них людей, их татуировкам и нательным росписям, по символизму масок они резко отличаются от всех известных до сих пор в наскальном искусстве Сахары и подтверждают, что негритянские народы по крайней мере уже за пять тысяч лет до нашей эры населяли эту территорию вплоть до южных границ восточного Большого Эрга. Они свидетельствуют также, что с тех самых давних времен здесь существовал культ масок, как он существует и поныне у негритянских народов саванн и лесов; и более того, они открывают для нас типично негритянское искусство, которое не имеет ничего общего с другими «школами» доисторического искусства, известными в Европе или в Южной Африке. Именно эти росписи лежат в истоках современного искусства негритянских народов и со всей очевидностью выявляют их огромные художественные способности и творческий дух. Напротив того, выполненные в реалистическом стиле рисунки Южного Орана, уэда Джерат, Феззана, принадлежащие, возможно, «периоду круглоголовых», но, вероятно, более древние и имеющие иное распространение, судя по профилям человеческих изображений, кажутся творением европеоидной популяции.
Появление пастухов, гнавших перед собой стада, соответствует третьей фазе заселения. Принесенное ими с собой искусство реалистично, а некоторые ансамбли столь хороши, что их можно отнести к вершинам доисторического искусства. Если судить по росписям «периода полорогих», тип населявших тогда Сахару народов не был единым. В одной и той же сцене мы можем видеть профили эфиопского типа, напоминающие профили темнокожих фульбе, негроидные профили с курчавыми волосами и отчетливо европеоидные профили.
В росписях стиля «периода лошади» появляются следы миграции белых; на боевых колесницах эти народы дошли до берегов Нигера и заняли территорию, которую ныне занимают туареги, являющиеся вероятно, их потомками. Сахара стала тем местом, где пересекались дороги, по которым двигались различные расы, тем более что позднее она испытала на себе влияние народов моря, карфагенян, греков, римлян, вандалов, арабов и турок. Учтем при этом также влияния христианства и ислама — и все вместе это даст средиземноморско-африканскую культуру, столь дорогую сердцу президента Леопольда Сенгора39.