Приятного прочтения

Глава 8 СЕВЕРНЫЙ НИГЕР

Что же представляют собой эти росписи в рамках наскального искусства Сахары? Если здесь много быков, то изображения лошади к особенно человеческих фигур в характерных туниках указывают на то, что росписи появились позднее больших рисунков в Южном  Оране, в эде Джерат и в  Феззане, которые восходят к «периоду буйвола»,  а оолее поздние —к «периоду полорогих».  Тем  не менее  они  представляют несомненный интерес, свидетельствуя об экспансии народов, которым  оыла знакома лошадь, на  юг Сахары  и об  их проникновении  в горный массив Аир. Если во время предыдущей экспедиции я обнаружил четыре изображения колесницы, то в Мамманете мы нашли еще два таких рисунка. На  них схематически представлены двухколесные повозки с одним дышлом, в которых едут воины. Они свидетельствуют оо усилении миграции, которую можно отнести, согласно датам, установленным в Мавритании для подобных же росписей, к V и IV векам до н. э. и даже к несколько более позднему времени. Человеческие же фигуры изображают ливийских воинов такими, какими мы их знаем по египетским памятникам и по стеле Абизара в Кабилии. Это тот же тип людей с перьями на голове   (их количество бывает различно), вооруженных дротиками и круглыми щитами,     какие  встречались  ранее в Хоггаре, Тассили-н-Аджере и Адрар-Ифорасе. Этот ливийский воин — предок туарегов, которые, прежде чем стать всадниками на верблюдах (мехаристами), были превосходными всадниками на лошадях, а в излучине Нигера остались таковыми и до наших дней. Он свидетельствует о приходе в Аир  носителей берберских языков с их ливийским алфавитом   современное начертание которого  имеет  название письма тифинаг. Однако, согласно устным преданиям,  бытующим в этих местах, на которые опираются некоторые авторы, интересующиеся историей юго-восточных туарегов,  носители  берберских языков появились в Аире якобы около VIII века н. э. Тем не менее эти представления следует  пересмотреть.  Обнаруженные нами  наскальные  рисунки  свидетельствуют о том, что они пришли сюда задолго до христианской эры. В этом отношении весьма познавательно в некоторых случаях изучение фауны. Прежде всего мы вынуждены признать, что люди, которым была известна лошадь, широко занимались скотоводством и разводили быков. Этому не нужно изумляться, поскольку туареги занимаются разведением крупного рогатого скота и в наши дни- в кори Мамманете мы не раз видели стада. Нужно все же оговориться, что сегодня это —зебу, то есть горбатые быки. Однако зебу никогда не фигурировал на скальных росписях и рисунках «периода полорогих», и мы не знаем, при каких условиях он появился на Западе Африки. Правда, фульбе рассказывают, что, уже придя на левый берег Сенегала, они из-за коровьей чумы потеряли свои стада и вынуждены были восстановить их, но как и когда они стали разводить горбатых быков и откуда эти животные взялись, они не уточняют. Во всяком случае   очевидно, что в то время, когда в Аире появился верблюд, рядом с ним на скалах изображался бык, а не зебу. Если же случайно и можно встретить  изображение  зебу,  то это  относительно  недавний  рисунок, выполненный гораздо хуже и покрытый более светлой патиной. Судя по рисункам в Аире, зебу появился в этом регионе только после начала нашей эры. За неимением   более  точных  указаний   эту   дату   можно принять как рабочую гипотезу.

бп™Н»И гиппопотам тоже привлекают наше внимание, так как изображении их тут довольно много и рисунки сопровождаются алфавитными знаками (что встречается редко), откуда можно сделать вывод об их относительно недавнем происхождении. Европейские путешественники никогда не сообщали об изображениях слона в Аире. Однако нам известно, что в начале нашего века он обитал на берегах Нигера   Несколько особей было замечено между Адрар-Ифорасом и Аиром году в 1916-м. Носорог изображается гораздо чаще, чем слон, но в последнее время он в регионе не встречается; кажется, он исчез еще раньше слона, поскольку во времена, когда французы пришли на Средний Нигер,

Оглавление