Приятного прочтения

Глава 5 ТАССИЛИ В НЕЗАВИСИМОМ АЛЖИРЕ

битва на копьях — действительно память тех стычек, которые произошли у подножия этих скал? То, что именно сюда когда-либо проникали колесницы, мне кажется, исключено, но по плато, где тропа тысячелетней давности соединяет оазис Гат (Рапсу римлян) с оазисом Ахрархар, немного западнее Ихерира, они вполне могли разъезжать.

Вернувшись в лагерь после обследования утесов, я застаю там Алакто из племени кель ихерир, с которым познакомился во время своего первого путешествия по Тассили в 1934 году. У этого человека есть анатомическая особенность: по лишнему пальцу на каждой руке и ноге; на правой руке лишний палец не имеет суставов и представляет собой просто мясистый отросток. Когда-то я посоветовал ему поехать в Джанет к врачу и ампутировать их, но он мне ответил, что они ему ничуть не мешают. А теперь у него уже несколько дней идет такое воспаление, что он ночами не спит. Узнав о том, что я здесь, он пришел поздороваться со мной из своей деревушки выше по уэду. Алакто показывает мне совершенно распухший лишний палец, который держится на кусочке кожи, и хочет, чтобы я его немедленно от него избавил. Я отказываюсь под тем предлогом, что у меня нет с собой всего необходимого, и умоляю его немедленно ехать в Джанет. Но он настаивает. Конечно, отрезать палец скальпелем недолго, но ведь нужно будет остаться здесь, чтобы ухаживать за больным до выздоровления,—я слишком хорошо знаю, каким способом туареги дезинфицируют раны. Нет, невозможно, риск слишком велик, я от операции отказываюсь. Бедняга в полном отчаянии.

Вчера вечером я купался в уэде и, выходя из воды, простудился. Не ужиная, залезаю в спальный мешок. Мои туареги без покрывал у костра похожи на изголодавшихся разбойников; их силуэты четко вырисовываются в лунном свете среди фантастического пейзажа. В путь мы отправляемся в 5.30, значит, встать должны в 4 часа утра. Из уэда мы выбираемся по козьей тропе, которая вьется между оврагами, рассекающими склоны гор. Здесь сходится целая система грандиозных каньонов с очень крутыми склонами. Время от времени мы идем в метре от края пропасти, и достаточно какому-нибудь верблюду оступиться на нетвердо лежащем камне, чтобы свалиться со стометровой высоты и переломать себе кости. Из предосторожности Джебрин идет первым и отодвигает все камни, загромождающие тропу. Верблюдов же, кажется, ведет безошибочный инстинкт, и они совершенно сознательно выбирают место, куда поставить ногу. Здесь и там высятся кучи камней, к которым каждый проходящий добавляет еще один, чтобы умилостивить злого духа этих мест. В  10.30 доходим до гельты

Ти-н-Ратуэ; в воде полно мелких усачей, а удобные навесы в скалах дают нам приют на жаркие часы.

Медуин аг Дада расстается с нами и- в сопровождении Алакто отправляется в свою деревушку. Как все бывшие солдаты сахарских отрядов мехаристов, он был чрезвычайно рад встретиться с кем-нибудь из французов и выказывал мне искреннюю симпатию. Военная жизнь в какой-то степени дисциплинировала их, но самая глубокая причина этих теплых чувств — в совместной жизни на тропах пустыни, общих трапезах, в усталости после совместной работы,— все это сближает людей.

От самого Ихерира наш путь проходит по прекрасным местам, вдоль больших водоемов — в центральной Сахаре это самые крупные,— по берегам которых зеленой лентой тянутся пальмы, тростники, тамариски. Вода прорыла здесь многочисленные каньоны; эти своего рода мини-Колорадо, берега которых сложены базальтовыми лавами и вулканическим пеплом находящегося поблизости вулкана Азео Сет-тефен, образуют незабываемый ландшафт, и туризм не замедлит этим воспользоваться. По здешним местам можно пройти только пешком, что значительно уменьшит число туристов, но зато отважные будут вознаграждены!

Муса аг Джебрин наполняет водой наши четыре бурдюка; в 14.30 мы покидаем Ти-н-Ратуэ и поднимаемся вверх по уэду И-н-Тауик, где под плитами, образующими выступ террасы, сохранились остатки старых : стоянок. Уэд славится хорошими пастбищами после обильных дождей, но сейчас тут совершенно сухо. Пейзаж становится однообразным. Продвигаемся по земле, усеянной круглой, осыпающейся под ногами галькой, и в 16.30 останавливаемся на площадке, поросшей скудной травой. Прежде чем выпустить наших верблюдов попастись на травке, Джебрину приходится дать им по порции овса.

Как-то  вечером  разговор   зашел   о   мелких  животных,   обитающих на Тассили; я заметил, что совсем не вижу здесь ежей.