Приятного прочтения

Два берега

Сигнал к старту подавал своей шапкой капитан Колчаков Его шапка оказалась для меня счастливой: я стал первым чемпионом страны на первом республиканском соревновании яхтсменов.

Шесть яхт олимпийского образца 1936 года, построенные на кораблестроительном заводе в Варне, дали поистине революционный толчок развитию парусного спорта в нашей стране. Эти классные яхты, отвечавшие мировым стандартам, открыли морские ворота для международных встреч.

В Чехословакии на водохранилище Книничка (вблизи Брно) с 25 по 28 августа 1949 года состоялись международные соревнования на яхтах олимпийского образца 1936 года. Высокая честь представлять свою страну на этих соревнованиях выпала Янко Фотеву и мне   Руководил нами капитан Колчаков.

Это было одно из первых выступлений болгарских яхтсменов за рубежом и первое официальное участие в международных состязаниях по парусному спорту. В связи с этим мне вспоминается даже небольшой скандал разыгравшийся на аэродроме в Софии: троих деятелей культуры, направлявшихся в Прагу, попросили освободить для нас места в самолете, ибо мы иначе не успевали добраться до Брно. Естественно, они заупрямились и обратились к министру культуры за помощью. Но мы все равно улетели на том самолете.

Соревнования проходили «с пересадкой» яхтсменов, то есть нам это уже было знакомо. Сложнее было с тонкостями управления яхтами, поскольку в Варне из шести яхт олимпийского образца 1936 года к моменту состязаний пять находились в процессе строительства, и поэтому тренировки оказались недостаточными. Наверстать упущенное Колчаков решил на месте. Он немилосердно гонял нас с раннего утра до позднего вечера ругал всяческими словами и не давал отдохнуть ни одной лишней минуты. В результате этих тренировок мы так натерли наши «мягкие места», что, как говорится, ни сесть, ни лечь, и главным нашим желанием в Чехословакии было попасть в больницу.

После того как мы увидели, какими парусами пользуются иностранные участники, свои мы постеснялись показывать. Сшитые из плотного, хорошо просушенного полотна, они были заботливо уложены в большие тюки дедом Петром.

Удивительное началось потом. Австрия заняла первое место, Чехословакия—второе, а Болгария — . третье. В индивидуальном зачете я занял восьмое место, а Фотев — десятое из тринадцати участников. Если иметь в виду нашу слабую подготовку и то, что мы управляли яхтой все время стоя, ибо не могли по известным причинам даже присесть, то, несомненно, результаты следует считать очень хорошими.

Возвратились мы на родину потихоньку, без особого шума. Тогда еще не было принято «кричать на весь мир» о спортивных достижениях.

В том же 1949 году было положено начало соревнованиям на кубок газеты. «Народный спорт», какие потом должны были стать традиционными. Этот кубок до сих пор хранится у меня дома, ибо «традиция» соблюдалась всего рдин год.

Вообще 1949 год вошел в историю болгарского парусного спорта как год не только чисто спортивных состязаний яхтсменов, но и как год массового увлечения плаванием по морю под парусами.

Охваченная энтузиазмом, молодежь с кораблестроительного завода в Варне на общественных началах етала строить большую морскую яхту, а учащиеся заводского училища — восьмиметровую шхуну. Но к сожалению, парусные «гиганты» так и не смогли выйти в море, поскольку их строительство не было завершено. Постепенно корпуса яхт были разобраны или распроданы частным владельцам рыбацких лодок.

Только славная история яхты «Матрос» заслуживает особого внимания, ибо она стала символом нашего неудержимого стремления к морю. Но это уже было после 1950 года.

Оглавление