Приятного прочтения

Два берега

Здорово— устроим банкет! Трюмы мы аккуратно промыли водой, потом выкачали ее помпой, а закрывать их не стали — пусть как следует проветрятся. С этой же целью мы расстелили на палубе одеяла и всю свою одежду. Потом на корме искупались, и весь мир показался нам чудесным, да и сами мы были очень довольны собой.

Случайно посмотрев на правый борт, я увидел, что надпись на нем исцарапана. Вероятно, это произошло еще в Синопе во время дождя. Ветошью, намоченной в растворителе, я осторожно снимаю слой мазута. Вот и надпись: «Вега».

И мне приходит на память другая «Вега». Интересной у нее оказалась судьба. Русенский инженер Евти-мов в 1934 году купил в Германии небольшую килевую яхту, назвав ее «Вега». В 1937 году ее приобрел мичман Купов и назвал «Тео». После смерти Купова в 1940 году его отец подарил яхту варненскому отделению Болгарского народного морского союза, где она уже под именем «Воин Купов» стала использоваться как яхта-класс для обучения новичков-яхтсменов. В 1954 году, когда она пришла почти в полную негодность «по старости» и на ней стало опасно совершать даже учебные плавания, ее решили восстановить. После капитального ремонта заслуженную яхту назвали про-

сто «Воин». Она служила не только учебной базой, но и участвовала в черноморских регатах.

Став жертвой пропаганды безрассудной идеи проводить плавание под парусами только во внутренних водах, «Воин» вскоре очутился на каком-то безымянном водохранилище. Там из-за бездушного отношения к себе старый ветеран, оказавшись вдали от моря, поги—бает навсегда. Яхтсмены того поколения до сих пор с умилением вспоминают «Воина», который был «безотказным мальчиком»: совершить с гостем прогулку по морю — пожалуйста; показать начинающим яхтсменам, как надо маневрировать во время причаливания— пожалуйста; продемонстрировать умение ловко и быстро проскочить к пляжу — пожалуйста... И вдруг «отдать концы», испустить дух не в соленой, морской воде, а в пресной!

В 1934 году в Бургасе была построена яхта «Пират», на которой ее владелец Април Сяров много лет плавал по болгарскому Черноморью.

Во второй половине тридцатых годов у нас. стали появляться яхты одна красивее другой, причем по своим размерам они не уступали лучшим образцам. Пожалуй, с определенной долей осторожности можно назвать период 1935—1940 годов периодом, когда спортивное плавание под парусами в Варне и Бургасе получило заметное развитие. Причем следует учитывать немаловажное обстоятельство, что все это происходило в тот момент, когда профессиональные яхтсмены, недавно пережившие свой расцвет, с насмешкой наблюдали за зарождающимся младенцем—-«спортивным плаванием под парусами». В такой среде все новое воспринималось с большим недоверием.

Кроме того, тогда существовала  и другая мода — плавать, так сказать, на общедоступных народных яхтах. У многих граждан были обычные небольшие лодки; на них без особого труда можно совершить прогулку, гребя веслами. А еще легче — прогуляться под парусом при попутном или боковом ветре. Мне вспоминается первый урок по управлению лодкой, полученный от Беньо Дубавицкого: «Если нажмешь на левую сторону, нос лодки повернет направо». Конечно, на подобных лодках ходили и на рыбную ловлю, но они не были похожи на обыкновенные рыбацкие лодки профессиональных рыбаков.

Не являлись они и «лодками для прогулки», на которых за определенную плату катали по морю состоятельных граждан.

Оглавление