Приятного прочтения

Два берега

Л учителями во время их практики были мы, гимназисты и школьники средних классов, безгранично влюбленные в парусный спорт и умевшие мастерски управляться с яхтой. Тогда многие любители плавания под парусами на  коллективных   началах   строили   свои   собственные яхты.

Георги Георгиев из Варны построил яхту «Призрак», но, отправившись на ней в плавание, утонул.

Первая женщина-яхтсменка Фроска Климентова вместе с Димитром Пашановым сумела построить яхту «Неада». И вскоре одна за другой были спущены на воду небольшие яхты-швертботы: «Юнга», «Корсар», «Метеор», «Вихрь» и другие. Это были наши творения, творения школьников, которые в те скудные послевоенные годы каким-то чудом находили строительный материал, подбирая всюду брошенные доски, прибитые к берегу бревна, выпрямляя старые ржавые гвозди, вытащенные бог знает откуда. А чтобы сшить парус, тайком тащили из дома простыни и полотенца, С той поры простыня стала у нас нарицательным названием паруса. Мы так и говорили: «Поднимай простыню!», «Натяни простыню!», «Полегче, смотри не оборви простыню!»

Флотилия яхт у нашего причала — хелинга постепенно росла. И также возрастали наши трудности во взаимоотношениях с пограничными властями. Отдельные начальники ошибочно истолковывали наше заветное желание плавать в открытом море. Правда, серьезных недоразумений не возникало, потому что мы бы вынуждены ограничиваться одним заливом.

26 сентября 1947 года состоялся «большой парад» яхт. Никогда еще в своей истории Варненский залив не видел столько лодок под парусами, катеров, обычных и военных десятивесельных лодок... Пожалуй, все, кто присутствовал на этом параде, впервые с гордостью почувствовали, что Варна—это действительно морской город. С 1947 года и началась деятельность вновь созданного Народного союза по спорту и технике.

К несчастью, в такой всеобъемлющей организации^ как новый Народный союз по спорту и технике, объединивший десятки видов спорта — от парашютного до радиолюбительского,— яхтсменам и их заботам не придавалось большого значения.

В июле 1948 года параллельно со вторым черноморским походом на лодках с веслами впервые в истории Болгарии состоялось групповое плавание на яхтах вдоль побережья Черноморья. Участвовало семь яхт, ими управляли двадцать человек, среди них две женщины. Руководителем похода был Иван Казаков. Откровенно говоря, мы тогда впервые любовались красотой наших берегов.

Год спустя наиболее известные яхтсмены были отправлены на курсы судей и инструкторов. Среди курсантов оказался и я. Мы сами себе были преподавателями. Каждый рассказывал все, что он знал по теме. За основу мы тогда взяли советские правила проведения спортивных состязаний на яхтах, хотя сами еще ни разу не соревновались и даже плохо представляли себе, что это такое. Так или иначе, но мы занимались на этих курсах, стремясь постигнуть кое-какие тайны «летящего старта».

Много времени мы тратили на бесконечные заседания. До глубокой ночи старшие офицеры наряду с безбородыми юнцами спорили, ругались до хрипоты, вносили предложения и тут же отвергали их. Всем хотелось сделать так, чтобы плавание на яхтах стало массовым видом спорта, в котором принимало бы участие большинство болгарского народа. И уж во всяком случае все население на побережье должно быть на «ты» с морем. Такая «повестка дня», естественно, была неисчерпаемой.

Учитывая, что открытое море было недоступно нам, да, собственно, и подходящих для дальнего плавания яхт еще не было, весь свой энтузиазм, всю свою энергию мы направили на организацию спортивных соревнований.

В 1949 году в Варне состоялось первое соревнование на яхтах по советским правилам, согласно которым каждый яхтсмен принимал участие в состязании поочередно на всех яхтах. Это соревнование явилось выражением новой тенденции — отделения яхтсмена от яхты, ибо лодки, находившиеся тогда в нашем распоряжении, были далеко не одинаковыми по своим мореходным качествам.

При  таком   варианте   создавалась   более   объективная возможность выявить самого способного, самого лучшего яхтсмена.

Оглавление