Приятного прочтения
Два берега
Во время второй мировой войны строительство новых яхт приостановилось, а многие из «приписанных» к Варне или Бургасу просто не использовались.
Архивные данные свидетельствуют, что первое соревнование на яхтах у нас было организовано и проведено Болгарским народным морским союзом в 1941 году в Варне. Участвовало семь яхт.
После победы социалистической революции в сентябре 1944 года Болгарский военно-морской флот снова стал шефствовать над яхтсменами.
В начале 1945 года был основан Народный морской союз. Эта массовая общественная организация ставила целью оказать помощь Отечественному фронту в претворении в жизнь его программы по морским вопросам. Она с новой силой и с новыми идеями стала разжигать в сердцах болгар любовь к морю.
На первом конгрессе Народного морского союза (НМС) в марте 1946 года была выработана программа деятельности союза на следующую пятилетку — первую морскую пятилетку.
Началась деятельная организационная и пропагандистская работа, стали выдвигаться лозунги, призывающие к созданию собственного кораблестроения, ко-раблеплавания, рыболовного флота, морских научных институтов, боеспособного военно-морского флота. Повсюду говорилось о необходимости развивать морские виды спорта, строить морские оздоровительные станции для детей. Появился даже журнал «Морское дело», в котором отражалась вся деятельность НМС по превращению Болгарии в морскую державу. Такие руководители НМС, как Стоян Павлов, Кирилл Халачев, генерал Марков, Николай Бояджиев, Тремол Иванов, Стефан Цанев, Иван Колчаков, Иван Казаков и другие истинные радетели морской идеи, вписали немало ярких страниц в новую историю Болгарии как морской державы.
Заслугой НМС явилось то, что он повернулся лицом к молодежи, с которой стала проводиться целенаправленная идейно-политическая работа параллельно с привлечением ее в ряды яхтсменов. Конечно, возникало много трудностей, средств было недостаточно, яхты строили, стихийно, морские плавания ограничивались, так как по морю проходила государственная граница и это усложняло проведение соревнований на больших расстояниях от берега.
Базой НМС служил один старый перестроенный ангар, расположенный у самого причала для шхун,
швертботов и других парусных лодок. Этот причал мы прозвали «хелингом».
— Куда торопишься?
— На хелинг!
— Почему сбежал с уроков?
— На хелинг надо было срочно.
— Где ты так испачкал штаны краской?
— На хеливге.
Мы, подростки, влюбленные в море, думали только о хелинге, жили хелингом. Старый причал, на котором всюду валялась ржавая проволока, торчали скелеты продырявленных и брошенных лодок, обрывки канатов, куски мачт, бочонки из-под краски, обладал удивительной притягательной силой. Берег, пропахший мазутом, красками и смолой, был усеян большими искривленными гвоздями и ржавыми болтами.
На этом невзрачном причале у нас происходили первые контакты с моряками, которые учили нас вязать узлы, грести на веслах, учили в буквальном смысле слова труду и честности.