Приятного прочтения
Два берега
Создание такой секции в столице было абсурдом, и вскоре в Варне при содействии военно-морского флота появилась первая в стране отдельная секция яхтсменов, открывшая новый этап в развитии парусного спорта в Болгарии. Ее руководителями стали горячие поклонники плавания под парусами Стефан Маринчев и ЖивКо Цукев, а меня назначили тренером. Собственно, основное время я проводил за чертежной доской и во флотских мастерских: мы задумали широкое строительство яхт.
Прошло не так уж много времени, и у причала, отведенного для нашей секции, одна за другой появились построенные нами яхты, соответствующие олимпийским образцам 1952 года. В нашей стране яхтсмены впервые познакомились с классом «Звездный» и «Дракон»... Началась регулярная учебно-тренировочная работа с моряками, курсантами и школьниками.
В Софии физкультурно-спортивное общество «Академик» также сформировало секцию по парусному спорту. Оно приобрело за границей несколько очень хороших яхт, и началась дружеская борьба за выявление сильнейшего между варненскими и софийскими яхтсменами.
Вскоре такая же секция появилась в физкультурно-спортивном обществе «Локомотив» в Бургасе. И хотя для ее работы не было выделено значительных средств, инициатива, энтузиазм и готовность со стороны яхтсменов пожертвовать всем ради своего любимого вида спорта привели к определенным успехам на голубых дорожках.
Вот так медленно и с большими трудностями создавались у нас самостоятельные секции по парусному спорту.
Примерно в эти же,годы в Софии была предпринята попытка вернуться к клубной организационной форме: там появился Центральный столичный яхт-клуб, который не подчинялся ни каким-либо ведомствам, ни
физкультурно-спортивным обществам. Любой житель Софии мог стать его членом. Казалось, клуб пошел в гору и уже мог похвастать отдельными успехами. Но это было только в первое время. Вскоре он захирел и распался. Видимо, тогда еще отсутствовали условия для его плодотворной деятельности.
Благоприятные условия для клубной системы созрели значительно позднее, когда располагающие большими средствами министерства и ведомства стали создавать свои собственные яхт-клубы. Постененно они объединялись в общегородские яхт-клубы. Однако они не ставили целью широкую пропаганду парусного спорта среди масс и находились вне системы Комитета по физкультуре и спорту. Эти яхт-клубы не проводили чисто спортивных соревнований ради повышения мастерства, предоставив заниматься ими в общереспубликанском масштабе Комитету по физкультуре и спорту. Каждое лето мы совершали тогда пятидневные плавания по морю до реки Ропотамо. Такие плавания на яхтах класса «Дракон» и «Звездный», принадлежавших армейскому спортивному клубу «Черное море», мы называли «скачком на юг».
С 1939 года я неоднократно возглавлял целые «эскадры». Помню, как, возвращаясь назад после очередного «скачка на юг», я шел впереди на яхте «Дракар», в миле сзади «Викингом» командовал Мир-чев, за ним, держась ближе к берегу, плыл Генчев на «Нормане», а замыкала нашу эскадру яхта «Сага» с белым треугольным парусом.
Каждый «скачок на юг» я оформлял как штурманские походы, хотя они не входили в мои тренерские обязанности. Мне платили за то, чтобы я занимался подготовкой высококлассных спортсменов-яхтсменоз. Я считал, что этой цели служат и организованные мной обычные плавания по морю на яхтах. Мне очень хотелось привить нашей молодежи вкус к мореплаванию, открыть перед ней красоты болгарского Черноморского побережья. Кроме того, это была великолепная школа морской выучки.
Традиции черноморских походов на яхтах были в дальнейшем сохранены и умножены. Морские плавания под парусами совершались даже до Одессы и Констап
цы.
Естественно, что во время первых дальних плаваний яхты сопровождали спасательные суда и катера. К сожалению, это потом тоже превратилось в традицию. Каждый, кто хоть мало-мальски знаком с яхтами и