Приятного прочтения

Глава 2 ТИССУКАИ-Н-АФЕЛЛА

В Такешелауте же росписи находятся в нише за каменной осыпью. Внутренние относятся к «периоду полорогих»; наружные, образующие великолепный ансамбль, можно отнести к позднему «периоду круглоголовых». На них можно рассмотреть изящные, хотя несколько условные человеческие фигуры, для передачи которых использована богатая палитра различных охр — желтых, зеленоватых, красных с добавлением белого. Руки, ноги, торс, бедра, икры и щиколотки украшены нательными росписями. Интересны наложения одних росписей на другие, поскольку они позволяют установить относительную хронологию ансамбля. Жан Лесаж и Жак Виоле мужественно взялись решать эту задачу.

На обратном пути мы заглядываем в три расписанные ниши. Самая недавняя — это настоящая большая пещера в скале, служащая туарегам тайником, куда они прячут разный инвентарь: переметные сумы для ослов, кожаные бурдюки, сосуды — все это очень старое; но там есть великолепный резной шест для палатки, длиной более двух мет-

ров, каких ныне уже в стране туарегов не встретишь; Джебрин мнерассказал, что раньше они были в ходу в становищах знати племениименан. На стенах изображено животное, похожее на свинью, и маленькие стилизованные негритянские маски, напоминающие маски в Сефаре.                       -            «»

Во всем том районе, который мы объехали, «каменных лесов» не встречается, и росписи здесь попадаются либо в выдолбленных нишах, либо в естественных пещерах.

Мы по-прежнему в Тиссукаи, но, чтобы дойти до места работы от нашего лагеря, расположенного в- центре массива, членам экспедиции приходится проделывать все более длинный путь. В одном из скальных навесов северо-восточной части массива прочерчены наброски, относящиеся к «периоду полорогих»; по всей видимости, это свидетельствует о том, что в некоторых случаях художники, прежде чем писать красками, гравировали рисунок; однако эта техника не получила общего распространения, хотя я уже сталкивался с ней в Джаббарене и Аджефу.

Немало стен попорчено дождевыми потоками, и многие ансамбли росписей от этого очень пострадали — от них отвалились целые куски. Я подобрал несколько пригодных для анализа фрагментов росписей разных периодов. Тонкие срезы показали, что на росписях «периода полорогих» и «периода круглоголовых» проникновение красящего вещества в песчаниковую породу может достигать глубины 1 миллиметра; для «периода лошади» оно менее глубоко и колеблется от 0,75 до 1 миллиметра. Те же образцы, подвергнутые микроскопическому ихро-матографическому анализу в специальной лаборатории, не выявили следов предварительной подготовки, если не считать присутствия карбоната кальция, которое я полагаю природным; в частности, не было обнаружено никакого связующего вещества со следами белка. Этот результат очень важен, поскольку в росписях Феззана имелся казеин, а в росписях Южной Африки — бычья кровь.

Мы сами, проделав опыты над охрами, найденными на месте, размельченными в порошок и просто разведенными в воде, поняли, что на песчаниковых поверхностях писать этими красками было очень легко, гораздо легче, чем на рисовальной бумаге, поскольку песчаник поглощает влагу практически мгновенно, а для того чтобы, нанося изображение кисточкой на бумаге, избежать подтеков от избытка краски, требуется немалое умение.

По воскресеньям мы свободны. Кое-кто стирает, чувствующие себя очень усталыми — отдыхают, а самые предприимчивые отправляются на экскурсию в соседние массивы. Именно так были открыты прекрасные росписи Гадеса к северо-западу от Тиссукаи; изображенные на них стройные высокие люди с длинными остроконечными бородками одеты в звериные шкуры, прикрывающие грудь, и вооружены луками с тройным изгибом; они напоминают воинов-гиксосов, захвативших Египет приблизительно в 1550 году до н. э., или даже некоторые шумерские рельефы III тысячелетия до н. э. В Тассили, да и во всей Сахаре, подобные изображения совершенно неизвестны; они напоминают Ближний Восток, и их присутствие здесь ставит множество новых вопросов, на которые придется попытаться ответить.

Оглавление