Приятного прочтения

Глава 2 ТИССУКАИ-Н-АФЕЛЛА

В другом месте мы находим изображение лагеря: перед хижинами, расположенными друг под другом   по   вертикали,   занимаются   своей ооычной работой мужчины и женщины, а рядом с женщинами играют дети. Мужчины что-то делают около согнанного в  одно  место  стада, причем телята лежат, привязанные за ошейники к большой веревке,' натянутой между двумя кольями. В наши дни пастухи-фульбе поступают точно так же: хижины выстраиваются в ряд перед загоном для скота, причем хижин столько, сколько жен у владельца стада; обычно их четыре — древние африканские народы и до Корана были полигам-ны. Каждая жена живет в своей собственной хижине со своими маленькими детьми; первая хижина принадлежит хозяину; жены поочередно приходят к нему на ночь, и с этой прерогативой связана обязанность приготовить ему на день еду. Уклад жизни современных фульбе настолько напоминает обычаи неолитических народов «периода полорогих», что даже рисунок ребенка из племени бороро, который привезла из республики Нигер Маргарита Дюпир, специалист   по   фульбе, изображает становище, в точности схожее со стойбищами «периода полорогих».

Разумеется, я пытался разыскать местонахождение древних хижин; возможно, оно должно было выглядеть как круг из камней, но, кроме одного случая, в Сефаре (впрочем, сомнительного), мои поиски остались безрезультатными. Хижины африканцев не всегда окружены камнями по основанию. В Судане я видел сооружения с колышками, вбитыми прямо в землю, которой непосредственно касались полотнища покрытия; когда эти жилища разбирали, то от них не оставалось никакого следа, кроме утоптанной площадки с остатками очага — того, что в Европе археологи называют «дно хижины».

Здесь же, в Тиссукаи, я обнаружил несколько маленьких коробочек из плоских камней, длиной от 30 до 35 сантиметров и шириной от 20 до 22 сантиметров, обычно поблизости от подскальных ниш. Может оыть, они были местом хранения огня? Я раскопал штук двадцать подобных коробок, но только в одной нашел несколько кусков древесного угля. Пожалуй, неубедительно. С другой стороны, если хижины возводились поблизости от скальных навесов и внутри загонов для скота, как видно на рисунках, коробки должны были быть в каждом гроте,' а это не так. Джебрин говорил мне, что это домики, построенные детьми для забавы. Плитки уходят своим основанием в голубоватую, очень Древнюю глину, что позволяет отнести эти строеньица к очень давнему времени. Назначение коробочек осталось совершенно загадочным, но они всегда попадаются рядом с гротами «периода полорогих», на основании чего я сделал предположение, что они имеют какое-то отношение к людям той эпохи. Вместе с загонами для скота это единственные «архитектурные» остатки в Тассили, кроме нескольких значительно -более новых строений в деревнях Ихерир и Джанет, принадлежащих исторической эпохе и не имеющих никакого отношения к неолитическим народностям, оставившим нам фрески.

Остаются еще всякого рода курганы, встречающиеся в разных местах и представляющие собой надгробные памятники. Еще во время нашей первой экспедиции я подчеркивал, что эти сооружения, иногда очень многочисленные и  порой  весьма  внушительные,  могут  принадлежать только более поздним народам; утверждение мое основывалось на том, что при раскопках многих курганов была обнаружена бронзовая и железная утварь;  котлы и черепки, найденные в курганах или в непосредственной близости к ним, имеют элементы более позднего декора. В Джаббарене обнаружено два кургана, в Сефаре — три, что никак не соответствует по количеству сотням расписанных скал в этих массивах. То же самое и в Тиссукаи, где на обширном плато, господствующем с северо-востока над каньоном уэда Иддо, есть три или четыре кургана, — диспропорция  с  числом  расписанных  скал,  которых  здесь более сотни, слишком очевидна. Следовательно, подтверждается то, что рисунки  и  курганы  никак  не связаны  между  собой,  и  по-прежнему остается совершенной тайной, каким образом люди «периода полорогих» и «периода круглоголовых» хоронили своих мертвецов.

Оглавление