Приятного прочтения
Глава 1 УЭД ДЖЕРАТ
Ослики стали для членов экспедиции самым любимым развлечением, а покупка их оказалась нашим самым прибыльным делом; вернувшись в Джанет, мы продали не двух животных, а трех, потому что ослица принесла осленка.
В горах массива Ти-н-Абу Тека мы обнаружили несколько прекрасных росписей: великолепных лучников «периода полорогих», многочисленные маленькие фигурки людей того же периода, несколько ансамо-лей «периода круглоголовых», превосходную боевую колесницу, но все это не могло сравниться с Сефаром или Джаббареном, наиболее замечательными ансамблями Тассилийского нагорья. Тем не менее нам встретились изображения лучников нового типа со щитами формы швейцарских геральдических и рисунок со львом, сопровождаемый надписью, сделанной ливийско-берберскими буквами, — свидетельство того, что лев пустыни, может быть; вовсе не миф, к тому же^мне известны еще два подобных рисунка —один в уэде Джерат, другой в кудье Хог-гара. Наличие письменных знаков позволяет определить возраст этих рисунков-самое большое тысяча лет, то есть отнести их ко времени, когда состояние пустыни в Сахаре не могло особо отличаться от нынешнего 13.
Обследовав гельту Тегадем на пути в Гат, мы обнаружили серию росписей, относящихся в большей своей части к «периоду круглоголовых», но весьма посредственного качества. Мы вернемся к ним позже..
Окончив работу в Ти-н-Абу Теке, мы перебазируемся в 1и-н-1ефе-риест на верблюдах отряда мехаристов, стоявших лагерем в нескольких километрах от нас. Перебираемся без энтузиазма, —все устали, и жара изнурительная. По дороге отмечаем рисунки, исследование которых войдет в программу ближайшей экспедиции. У Мишеля очень оолят почки, у меня тоже: я даже не знал в этот момент, что у меня уже много лет в почечной лоханке сидит камень величиной с боб, — его обнаружил и извлек только шесть лет спустя один из моих друзей, весьма знающий молодой хирург. По всей видимости, это результат сильного обезвоживания организма, которое мне пришлось перенести не раз во время переходов через Танезруфт и Тенере.
А теперь пора укладываться. Началась операция, которую военные в Джанете назвали «эвакуацией миссии Лота»; нам удалось ее осуществить в тесном сотрудничестве, с нашим другом Росси, получившим к этому времени очередное звание. Как и было условлено, караван грузовиков «шесть-шесть», посланный за нами и материалами экспедиции, порожняком поднимается на высоты Тассили перевалом Ти-н-Алькум, что облегчит их подъем, а спускаться мы будем перевалом Ассакао, по крутым склонам, усеянным обломками скал.
Говорить об этом просто, но в действительности в операции принимает участие множество людей. Для начала отряду мехаристов, со—стоящему главным образом из туарегов Тассили, поручается проложить маршрут; одновременно взвод саперов посылается на перевал Ассакао, чтобы расчистить дорогу от завалов и особенно обломков скал, которые могут преградить путь вездеходам «шесть-шесть». Им в помощь выделен отряд моторизованной пехоты — тридцать человек с заступами, кирками и саперными лопатками. И наконец, команда радистов, расположившаяся лагерем недалеко от нас, будет обеспечивать связь между всеми подразделениями и держать нас в курсе их продвижения.
В назначенный день первый караван, состоящий из четырех вездеходов «шесть-шесть», без особых затруднений достигает нашего лагеря через перевал Ти-н-Алькум, и спустя сутки мы быстро грузим и тщательно распределяем багаж. Перекусив наскоро, двигаемся к Ассакао. Начинается гигантский слалом среди фантастических утесов. Повторяется наш рейс Полиньяк —Тиссукаи, только ландшафт еще величественнее. Машины взбираются на скалы, спускаются в расселины, снова поднимаются по каменистым склонам, встают на одно колесо, скользят на другом. Хотя это зрелище мне и привычно, я с восторгом любуюсь, как огромные шины скрежещут по камням, расплющиваются на них, растягиваются до того, что, кажется, сейчас лопнут, вцепляются в препятствие и снова легко катятся, и ничто не может их сдержать.
Мы оставляем позади тесный уэд И-н-Итинен, давя с шумом камни, взбираемся на высокие краевые скалы, проезжаем незабываемые каменные леса и достигаем засыпанного песком Эдейен-н-Элиаса. Из Ти-Беджеджа выбираемся по насыпи, сделанной отрядом мехаристов. Наконец делаем привал на ровной площадке.
Дневные труды еще не кончены. Нужно поставить радиоантенну, заправить баки бензином, наполнить радиаторы и поесть.
Работы в акба