Приятного прочтения
Глава 1 УЭД ДЖЕРАТ
К счастью, у соседней гельты растет настоящая померанцевая рощица, и в полдень четыре мушкетера появляются в лагере с такой огромной охапкой цветов, внутри которой спрятано мое письмо, что их шатает. Полное изумление, Ирэн тронута и обрадована, и всем очень весело.
В Форт-Полиньяке я обретаю Брахима с верблюдами, а вернувшись в лагерь, с удовлетворением вижу, что работа очень продвинулась. Среди самых замечательных рисунков нужно отметить сцену поимки антилопы тремя мужчинами с зооморфными головами, гравюры со слоненком, крокодилом и другие. Мы спускаемся к устью уэда, и здесь рисунки кончаются.
Вот уже три месяца мы живем в этом фантастическом ущелье. Всявода испарилась, и мы вынуждены пополнять запасы из грязной ямы,в которой плавает козий помет, фильтруя эту жижу через чечию. Но зато и итог прекрасный. Мы открыли около четырех тысяч рисунков,
среди которых есть лучшее, что было когда-либо найдено в Сахаре.
Почему рисунки так часто встречаются в уэде Джерат и почему ихсовершенно нет в боковых долинах? Возможно, тут было какое-то святилище?
Наряду с крупными представителями фауны эфиопского типа, нам встречались многочисленные изображения быков, относящиеся, бесспорно, к тому же периоду. Был ли бык одомашнен уже в то время? Это невозможно утверждать, но- нельзя и отрицать.
Несомненно то, что собака была.уже приручена. Она представлена, относительно редко, вместе с человеком нападающей на диких животных в росписях «периода буйвола», как мы видели в Южном Оране. Значит, у нас есть свидетельство, что с того времени она стала помощником человека. Таким образом, Сахара дала нам древнейшие изобразительные документы об одомашнивании собаки.
Когда позднее Андре Мальро ознакомится с нашими копиями и муляжами, его больше всего поразят изображения людей с зооморфными головами, — как он выразится, «некое предвестие египетского зверо-поклонничества».
Самая популярная у египтологов теория утверждает, что египетское искусство возникло на основе земледельческих культов долины Нила. Однако следует все же допустить, что этим культам предшествовали другие верования и другие общества, поскольку рисунки Джерата, Южного Орана и Феззана, по всей видимости, намного старше всего, что дала в области искусства долина Нила. Поэтому ученым небесполезно обратить свои взоры и на Сахару, тем более что упрямо смотреть всегда в одну сторону отнюдь не плодотворно.
То, что нам открыло Тассили за последние несколько лет, заставляет задуматься, и, может быть, Джерат станет для археологов тем местом, куда они будут приезжать, чтобы черпать здесь вдохновение.
Кем же были авторы этих самых древних рисунков?
Поскольку до сих пор не найдены ни одно погребение и ни один могильник, относящиеся к тому времени, нам остается только попытаться выяснить это на основании самих рисунков, а именно тех из них, на которых люди изображены достаточно четко для того, чтобы можно было выявить их антропологические особенности.
Ни одного подлинно негроидного профиля здесь нет; все, которые можно хорошо различить, относятся явно к европеоидному типу. Следует предположить, что это были люди белой расы; точно такой же вывод можно сделать на основании рисунков Южного Орана и Феззана.
«Как жаль,— сказал мне как-то раз один южноафриканский коллега,— что они не могут говорить!»
Да, говорить они не могут. И было бы чересчур смело говорить за них.
Во всяком случае, рисунки уэда Джерат в доисторическом искусстве Сахары представляют собой явление единственное в своем роде как по количеству, так и по разнообразию стилей, размеров, техник исполнения и отражаемых ими археологических периодов. Рисунки очень трудно отбирать и классифицировать. Для того чтобы установить относительную хронологию, нужны точные наблюдения и долгий анализ. Стили исполнения, которые в других местах могут быть определяющим критерием, здесь играют второстепенную роль. Они, эти стили, действительно чрезвычайно разнообразны в самый древний период, обычно именуемый «периодом древнего буйвола», потому что в изображениях встречается этот давно вымерший вид животных. Наряду с замечательными рисунками выдающегося натурализма попадаются и весьма посредственные и просто неудачные наброски; есть рисунки по